Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Русский язык как учебный предмет в коррекционной школе » Изучение морфологических написаний звонких и глухих согласных в конце и середине слова

Изучение морфологических написаний звонких и глухих согласных в конце и середине слова

Страница 1

В младших классах вспомогательной школы обучение данным правилам ведется на уровне фонетических занятий. Написание звонких и глухих согласных устанавливается "не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце слова с согласными перед гласными" (кроме звонких и глухих согласных в середине слов). Тем не менее, именно эти правила правописания являются наиболее трудными для усвоения умственно отсталыми учащимися младших классов.

Система упражнений по этим темам требует особой продуманности, чтобы подвести учащихся к выводам, которые могут быть оформлены в виде правила.

Для облегчения овладения этими сложными написаниями программа вспомогательной школы располагает материал так, чтобы каждое правило опиралось на пройденный материал, изучалось довольно длительно и подробно.

Правописание звонких и глухих согласных опирается на умение различать парные звонкие и глухие согласные (второй класс); поэтому само правило о правописании звонких и глухих согласных в конце слов изучается с третьего класса. Правописание звонких и глухих согласных в середине слов предлагается программой в четвертом классе, так как требует иного способа проверки.

При изучении правописания звонких и глухих согласных в конце (середине) слов первыми предлагаются упражнения на различение парных звонких и глухих согласных.

Прочитать (барабан, палка, зонт, санки, гусь, курица и др.).

Прочитать первые буквы каждого слова. Сказать, какие это согласные, звонкие или глухие. Как это определить? Выписать первые буквы.

Написать парами звонкие и глухие согласные. Прочитать.

Прочитать слова (воробей, бабочка, филин и т.д.).

Списать. Звонкие согласные подчеркнуть двумя чертами, глухие - одной.

Следующие упражнения направлены на установление разницы в произношении и написании слов со звонкими согласными в конце слов, на сравнение их с глухими согласными.

Прочитать (зуб, ров, овраг, дуб и т.д.). Определить, как слышатся звуки в конце слов. Сравнить их произношение и написание. Сделать вывод, что звонкие согласные в конце слов слышатся как глухие, а пишутся как звонкие.

Прочитать (лак, шалаш, самолет и т.д.). Сказать, как слышатся глухие согласные в конце слов и как пишутся. Сделать вывод, что глухие согласные в конце слои слышатся и пишутся одинаково.

Прочитать (рот - род, мороз - нос, зуб - суп, еж - ерш). Сказать, как слышатся и как пишутся звонкие и глухие согласные в конце слов. Записать слова. Соответствующем образом выделить звонкие и глухие согласные в конце слов.

В результате этих упражнений учащиеся подводятся к выводу, что орфографическая трудность в написании этих слов связана с несоответствием произношения и написания звонких согласных в конце слов. Парные звонкие и глухие согласные в конце слов произносятся одинаково, пишутся по-разному.

Сравнение слов, в которых звонкие и глухие согласные находятся в разных позициях (на конце слова и перед гласными), должно подвести учащихся к выводу: чтобы не ошибиться в написании, необходимо подбирать слова, в которых данные согласные стояли бы перед гласными.

Прочитать (грибы - гриб, зубы - зуб, снопы - сноп). Сравнить пары слов. Установить разницу в произношении конечных согласных и сходство в написании. Списать. Подчеркнуть эти согласные.

Прочитать.

Столбы - столб. Снопы - сноп.

Арбузы - арбуз. Носы - нос.

Шаги - шаг. Жуки - жук.

Сады - сад. Самолеты - самолет.

Посевы - посев. Шарфы - шарф.

Обратить внимание на произношение и написание конечных звонких согласных в парах слов первого столбика и глухих - второго.

Списать. Согласные подчеркнуть.

Прочитать (рог - рога, мак - маки, пруд - пруды, прут - прутья и т.д.).

Сказать, в каких словах можно допустить ошибку при написании конечной согласной и почему. Списать. Согласные подчеркнуть.

Прочитать слова в первом и втором столбиках.

зубы гриб

сады флаг

грибы мороз

флаги сад

морозы зуб

Сказать, в каких словах можно допустить ошибку при написании конечной согласной и почему. Какие слова помогут избежать ошибки?

Подобрать к словам первого столбика соответствующие им слова из второго. Списать слова парами.

Прочитать (луг, голубь, город, воз, чиж).

Сказать, как слышатся и произносятся звонкие и глухие согласные в конце слов и как они пишутся.

Списать слова, подобрать к ним из списка слова, в которых согласные слышатся четко.

Слова для справок: луга, голуби, города, возы, чижи.

На основании выполненных упражнений делается вывод, что звонкие и глухие согласные в конце слов слышатся и произносятся одинаково - как глухие. Чтобы не допустить при письме ошибки, нужно изменить слова так, чтобы после согласной шла гласная. В этих случаях произношение и написание согласной, совпадают.

Страницы: 1 2 3

Прочее о педагогике:

Условия формирования творческого мышления младших школьников
Важную роль в подготовке к творческому труду играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать яв ...

Диагностика уровня сформированности нравственных качеств младших школьников в учебно-воспитательной деятельности
Практическая часть исследования была проведена в муниципальной общеобразовательной школе № 208 Железнодорожного района г. Екатеринбурга. Эксперимент был организован и проведен в рамках классно-внеклассной работы под руководством учителя начальных классов высшей категории Боронниковой Е.Г. Цель опыт ...

Формирование эстетической культуры учащихся
Понятие об эстетической культуре личности. Формирование эстетическои культуры — это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусмат­ривает выработку системы художественных представлени ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru