Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Русский язык как учебный предмет в коррекционной школе » Изучение морфологических написаний звонких и глухих согласных в конце и середине слова

Изучение морфологических написаний звонких и глухих согласных в конце и середине слова

Страница 2

В четвертом классе для повторения темы даются аналогичные упражнения. Однако они должны быть более сложными, чтобы подготовить школьников к усвоению правил правописания звонких и глухих согласных в середине слов. Связано это с тем, что при проверке звонких и глухих согласных, находящихся в середине слов, в качестве проверочных выступают не формы того же слова (дуб - дубы), а родственные слова (возки - возок, возит). Тема "Родственные слова" сложна для усвоения ее умственно отсталыми школьниками. Грамматическое понятие формируется постепенно, главным образом путем накопления в словарном запасе гнезд родственных слов. Поэтому уже при повторении правописания звонких и глухих согласных в конце слов в четвертом классе в упражнения включаются родственные слова (в качестве проверочных наряду с формами того же слова):

Прочитать (год, лист, сад, лук, нож). Списать, подбирая к данным словам проверочные из предложенного списка (листы, листок; луковица; сады, садик; ножи, ножик; года, годик).

С новым для учащихся способом проверки связан тот факт, что для наблюдения за произношением и написанием звонких и глухих согласных в середине слова подбираются родственные слова. Здесь также дается вывод, что, для того чтобы не ошибиться при письме, в некоторых случаях надо не изменить, а подбирать слова, в которых согласный произносится и пишется одинаково.

На основании сделанного вывода формулируется правило и дается понятие о том, что слова, в которых произношение и написание звонких и глухих согласных совпадают, мы подбираем для проверки правильного написания, поэтому их можно называть проверочными.

Предлагаемые ниже упражнения направлены на выработку навыка подбирать проверочные слова.

Написать названия предметов, нарисованных на картинках. (Дуб, дубы. Флаг, флаги. Уж, ужи.) Подчеркнуть согласные, которые надо проверить, и слова, которые являются проверочными.

Прочитать. (Гриб грибки. Глаз, глазки. Сосед, соседка. Мороз, морозко. Тетрадь, тетрадка.)

Сказать, какие согласные в конце и середине слов следует проверить. Списать, подбирая проверочные слова.

Слова для справок: грибы, грибок, тетради, соседи, морозы, заморозить, глаза, глазок.

Прочитать, (В лесу растет могучий дуб. Рядом поднимаются молодые дубки. Дубок - лесной красавец. Берегите дубы.)

Сказать, какие слова нуждаются в проверке сначала с согласной в конце слова, затем - в середине. Какие слова являются проверочными?

Списать. Подчеркнуть согласные, которые нужно проверить, и проверочные слова.

В рамках практической части настоящей работы ее автором было проведено занятие с учащимися 2-го класса коррекционной школы VIII вида г. Норильска по теме: "Звонкие и глухие согласные: Согласные г - к". При этом за основу была взята схема урока, предложенная В.В. Воронковой (1988), а именно, следующая:

Оборудование урока. У учителя - общеклассная буквенная касса, предметные рисунки, конверты с дидактическим материалом для отдельных учеников, цветные мелки. У каждого ученика - набор букв разрезной азбуки, цветные карандаши.

Примерный ход урока

Проверка домашнего задания.

Сообщение задачи урока.

Уточнение произношения звука г (с голосом) и к (без голоса). Тактильное ощущение вибрации при произнесении звука г.

Проведение игры. Учитель четко, в нормальном темпе произносит слова. Если в словах слышится звук г или к, то ученики поднимают карточку с соответствующей буквой: курица, кожа, гусь, калитка, голуби, грибы.

Словарный диктант после предварительного уточнения звуко-буквенного состава слов: гусь, кубики, грибы, кукла, огурцы.

На доске прикреплены буквы г и к. Учитель диктует пары слов, ученики записывают их в соответствующий столбик (кол - гол, угол - укол, гости - кости, деньки - деньги, калина - Галина).

С одной из пар слов составляются предложения и записываются в тетрадь. (Мяч попал в угол. - Саше сделали укол.) Буква г подчеркивается одной чертой, к - двумя.

Списывание с доски стихотворения "Грибок" с заданием подчеркнуть буквы г и к соответственно одной и двумя чертами.

Я родился в день дождливый

Под осинкой молодой,

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой толстой и прямой.

Подведение итога урока.

Задание на дом.

Коррекционная направленность урока. На третьем и четвертом этапах основное внимание было уделено ученикам с нарушением фонематического восприятия и произношения.

Словарный диктант писали все после звуко-буквенного анализа. Учащиеся с нарушением фонематического восприятия обязательно предварительно составляли очередное слово из разрезной азбуки, потом его убирали и записывали уже по памяти. Несложные по составу слова записывались сразу "по следам анализа". Дети с нарушением произношения обязательно перед написанием четко порговаривали каждое слово.

Страницы: 1 2 3

Прочее о педагогике:

Фронтальный опрос на активизацию опорных знаний школьников о внутренних водах
• Какие виды внутренних вод вы знаете? (Реки, озера, болота, ледники, подземные воды, водохранилища). • Какие крупные реки Евразии расположены на территории нашей страны? ( Волга, Обь, Енисей, Амур, Лена, Дон). • От чего зависит характер течения реки? ( От рельефа, от климата). • Как изображаются в ...

Значение интерактивных форм обучения
Интерактивный режим работы подразумевает взаимодействие учителя и учащегося, при котором учитель на каждое свое действие получает адекватный ответ со стороны учащихся. Основное значение интерактивных форм и методов обучения состоит в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей: Стим ...

Основные направления логопедической работы
У нормально развивающихся детей речевое (и не только речевое) развитие начинается чаще по правополушарному типу. В раннем онтогенезе правое полушарие является доминантным. Однако встречается выраженный левополушарный тип. Американский нейролингвист Кэтрин Нельсон заметила, что некоторые дети начина ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru