Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Развитие творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности » Комплексные музыкальные занятия как средство творческого развития детей

Комплексные музыкальные занятия как средство творческого развития детей

Страница 3

Такие занятия хорошо запоминаются детям, привлекают их внимание к самой музыке и к окружающей действительности. Структура занятий должна быть гибкой. Она зависит от выбранной темы, от репертуара, возраста детей. Помимо музыкального материала на тематических занятиях может широко использоваться и другой художественный материал — произведения устного народного творчества, стихи, отрывки из прозы.

Тематика занятий может быть различной. В зависимости от этого их можно подразделить на тематические, в которых тема связана с предметами или явлениями окружающей действительности, например, с природными явлениями («Золотая осень», «Подснежники», «Времена года»), бытом детей («Праздник города», «Любимые сказки») и на музыкально-тематические, в которых тема тесно связана с особенностями самой музыки — жанровыми особенностями, формой, средствами выразительности и т.д. («Музыкальные загадки», «Что такое танец?», «Познакомимся с музыкальными инструментами» и др.).

Синтез различных видов искусства изначально характерен для фольклора, который однако, сейчас многих педагогов все более привлекают такие методы работы с детьми, при которых музыкальный материал дается в комплексе с другими видами искусства (изобразительным, театральным, художественным словом и т.п.). То есть одним из условий определяющих эффективность эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста во многом определяется комплексным использованием всех средств эстетического воспитания и интеграцией содержания предметов эстетического цикла.

Необходимость взаимосвязанного использования разных видов искусства в эстетическом воспитании определяется также тем, что применительно ко всем видам художественно-творческой деятельности можно выделить общие психические процессы, которые являются основой формирования художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству и художественно-творческих способностей.

К этим процессам относятся:

Восприятие, характеризующееся индивидуальными различиями; образы восприятия, накапливаясь, формируют сенсорный опыт, являющийся основой развития разнообразных способностей, в том числе художественных и интеллектуальных.

Наглядно-образное мышление, опирающееся на зрительные представления и их трансформацию на средства решения мыслительной задачи.

Воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и которое, в свою очередь, развивается в этой деятельности.

В дошкольном образовании, как правило, используется понятие «комплекс», которое в самом общем смысле слова представляет собой определенные соединения отдельных процессов в единое целое. В исследованиях Ветлугиной Н., Дзержинской И. под комплексом понимается целостность, образующаяся из частей (искусств, видов детской художественной деятельности), которые взаимопроникают друг в друга.

Феномен комплексного проявления художественно-творческих способностей может быть объяснен еще и природой самого искусства. Как известно, на заре человечества искусство было синкретичным явлением. Лишь со временем произошло обособление различных направлений искусства в самостоятельные области, что явилось несомненно прогрессивным шагом (Герасимова). Но духовно-эмоциональная сущность искусства выступает основным интегрирующим фактором в современном его развитии. Тенденция к интеграции различных видов искусств рассматривается в исследованиях Ванслова А.В., Зися А.Я., Герасимовой Н.А.

Синтез различных видов искусств определяется еще и тем, что выделяются общие для различных произведений искусства точки соприкосновения. Рассматриваются следующие варианты объединения: на основе общечеловеческих ценностей, на основе общего для разных видов искусства содержании, на основе общих для разных видов искусства изобразительно-выразительных средств.

К общечеловеческим ценностям, отражаемым в искусстве, относятся культурно-познавательные ценности. Присвоенные ребенком, они превращаются в личностные и характеризуют уровень его познавательного развития, то есть духовность как свойство сознания; внутреннюю потребность в восприятии искусства и в собственной художественно-эстетической деятельности; овладение различными способами мыслительной деятельности. Нравственные ценности также являются общими и представляют собой нормы и правила поведения человека в обществе, его отношение ко всему окружающему. Познавая их, ребенок приобретает опыт созидательного противопоставления всему негативному, учится взаимодействовать с миром по законам нравственности. Эстетические ценности также являются объединяющими. Эти ценности выражаются в категориях прекрасного, безобразного, комического, трагического и т.д. Познавая их, ребенок учится воспринимать, переживать и оценивать мир образов и воссоздавать его в собственной художественно-творческой деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочее о педагогике:

Безъядерное будущее – выбор народа Казахстана
К своей независимости Казахстан шел многие века. 16 декабря 1991 года – это не просто праздник, это особый день в жизни каждого казахстанца. Независимость Казахстана «писалась» не с чистого листа, а имеет древние традиции. Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контур ...

Башкирская семья в прошлом
Семья, по признанию ученых, одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной надежной семье нуж ...

Результаты реализации программы педагогического взаимодействия с семьей в период подготовки ребенка к школе
Для определения эффективности проведенной работы была проведена повторно диагностическая процедура старших дошкольников и родителей (контролирующий эксперимент). Диагностика готовности старших дошкольников к школе проходила по тем же субтестам, предложенным в констатирующем эксперименте. В результа ...

Главное меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru