Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Развитие творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности » Программа комплексных музыкальных занятий по развитию интереса к классической музыке у старших дошкольников

Программа комплексных музыкальных занятий по развитию интереса к классической музыке у старших дошкольников

Страница 1

Анализ педагогической, методической, искусствоведческой литературы показал всю роль музыкального искусства в процессе творческого развития детей.

Как уже было отмечено, музыкальный интерес рассматривается нами в контексте развития музыкального сознания, а поэтому степень его развитости может характеризоваться наличием определенного багажа музыкальных знаний, умений и навыков. Поскольку основным видом музыкальной деятельности при знакомстве с музыкальными произведениями выступает слушание-восприятие, то одним из основных критериев развитости интереса к классической музыке выступает умение концентрировать свое внимание на произведении, прослушать его от начала до конца, воспринять и осознать при этом его содержательную сторону, характеристику музыкального образа. Умение дать собственную характеристику услышанному музыкальному произведению, сделать это оригинально - также выступает одним из критериев развитости интереса к классической музыке.

Принципами построения работы с дошкольниками с ориентацией на развитие интереса к классической музыке считали доступность, целостность, образность, ассоциативность и вариативность, действенность, творческий подход.

Целостность - единство содержания и формы, единство восприятия, единство средств музыкальной выразительности, единство звеньев воспитательно-образовательного процесса.

Доступность - учет возрастного уровня развития личности, учет имеющегося опыта музыкальной деятельности, учет нервно-психических особенностей восприятия музыки.

Образность - отражение действительности в конкретных и обобщенных образах, конкретно-чувственное освоение мира природы, быта и деятельности человека.

Ассоциативность и вариативность - во-первых, способность к нахождению внешних и внутренних связей, способность связывать в единый образ различные понятия, настроения; во-вторых, «видение» внешних и внутренних различий, умение облекать единый стержень разным содержанием, разнообразить одно-плановую деятельность.

Действенность - активный интерес к деятельности и окружающей жизни, умение проявить в ней свои личные качества, умение находить способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Творческий подход - самостоятельный поиск путей к разрешению поставленной задачи и способов ее осуществления, внесение в деятельность опыта личной жизни. различий, умение облекать единый стержень разным содержанием, разнообразить одно-плановую деятельность.

Целью нашей системы явилось развитие интереса дошкольников к классической музыке. Данная цель конкретизировалась следующими задачами:

Обогащение музыкального багажа детей, знакомство с новыми музыкальными произведениями

Развитие чувствования, воображения, ассоциативного мышления и на основе этого творческой деятельности:

Расширение эмоционального опыта;

Формирование представления о звуке, цвете, линии, форме, пространстве и их свойствах.

Система состоит из нескольких занятий, построенных на музыкальном материале произведений композиторов-классиков для детей (П.И. Чайковский, Р. Шуман, и т.д.). Приведем некоторые из них:

занятие - «Чайковского повсюду знают». Данное занятие раскрывает следующие вопросы: что мы знаем о музыке П.И. Чайковского, как появляется душа русского народа, народные мелодии в его творчестве, сказочные персонажи в симфонических произведениях и фортепианных миниатюрах.

занятие - «Музыкальная гостиная Р. Шуман». На этом занятии дети знакомятся с творчеством Р. Шумана, со способами отражении настроения человека, природы в музыкальных пьесах композитора.

Каждое из занятий предполагало задания на творческую продуктивную деятельность - задания на оригинальное исполнение мелодии, на своеобразное исполнение танцевальных движений на знакомую танцевальную мелодию, викторины, чтение поэтических отрывков, иллюстрирующих произведение и т.п.

Занятия проводились один раз в три недели и органично сочетались с задачами эстетического воспитания, предусмотренными типовой программой по музыкальному воспитанию.

Музыкальный репертуар, который мы предлагали детям старшего дошкольного возраста, представлял собой систему, состоящую произведений разных стилей и эпох, художественно ярких, с выраженной мелодией, эталонных с точки зрения содержащихся в них интонаций. Их усвоение облегчало детям ориентацию в музыке, особенно незнакомой (Б.Асафьев), а также способствовало формированию «интонационного музыкального опыта» (О. Радынова ).

Эффективными методами организации ориентировки детей в этом репертуаре были: организация восприятия целостного музыкального произведения; его вербальный анализ с точки зрения общего настроения; вербальный анализ средств музыкальной выразительности.

Использование таких видов музыкальной деятельности как пение, музыкальное движение, было направлено ня развитие музыкального восприятия в целом, так и рассматривалось нами как эффективный метод организации ориентировки детей на важнейшие компоненты музыки - мелодию и интонацию. Исходя из того, что голос - главный и естественный мелодический инструмент, а интонирование мелодии голосом - важнейший механизм ее анализа, мы предлагали детям пропевание мелодии и отдельных интонаций голосом. Мелодии подбирались детьми по слуху на детских музыкальных инструментах. Музыкальный образ произведения дошкольники пытались воспроизвести в творческом музыкальном движении.

Страницы: 1 2

Прочее о педагогике:

Особенности формирования общения слепоглухих
Ян Ван Дайк разработал метод, с помощью которого воспитывают и обучают слепоглухих детей. В центре внимания находится развитие коммуникации. Эта задача является самой важной, поскольку о человеческом существовании можно говорить только в том случае, если ребенок может разделить свой внутренний мир ...

Планирование классным руководителем воспитательной работы. Ведение документации класса
Сложность и многогранность воспитательной работы классного руководителя обусловливают необходимость ее глубокого анализа и продуманного планирования. Это, однако, понимают не все классные руководители. Как же эта проблема ставится в педагогической науке? Л.Н.Толстой писал, что люди отличаются один ...

Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование — одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. Но прежде чем использовать имеющиеся резервы, необходимо подтянуть детей до нужного уровня готовности к обучению. С ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru