Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР » Методика работы над словами различной слоговой структуры

Методика работы над словами различной слоговой структуры

Страница 2

Описанные выше особенности овладения слоговой структурой слова мешают нормальному развитию устной речи алалика (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют его общение, а также несомненно препятствуют звуковому анализу и, следовательно, обучению грамоте.

Овладение слоговым составом слова не стоит в прямой зависимости от овладения отдельными звуками речи. Даже при наличии правильного произношения отдельных звуков (в изолированном положении) слоговая структура слова, состоящая из этих звуков, сплошь и рядом воспроизводится ребенком искаженно.

С другой стороны, искажение отдельных звуков также не приводит с неизбежностью к расстройству слоговой структуры. Ребенок может воспроизводить в этом случае слоговой состав сохранно, в виде контура слова, заменяя отсутствующие и дефектные звуки доступными (цепочка - "типотько"; месяц — "метис"; щенята — "ченята"; каменщик — "камы-тик"). Во всех этих случаях по причине искаженности отдельных звуков очень страдает звуковой состав слова, однако слоговая его структура сохранена.

При анализе произношения слогового состава слова детьми, страдающими общим недоразвитием речи, также могут встретиться индукционные взаимотормозящие отношения между правильностью воспроизведения отдельных звуков и слоговой структуры. Сюда относятся случаи, когда при неоднократном повторении ребенком слова улучшение произношения отдельных звуков сопровождается ухудшением воспроизведения слоговой структуры — ее сокращением, например, или улучшение произношения слоговой структуры затрудняет правильное воспроизведение звукового состава слова. Например: слово аквариум произносится как "аквари", "акравиит", "авкариут", "аквару"; слово лягушка произносится как "ликуска", "кушка".

Изложенные факты указывают на существование особых закономерностей процесса усвоения слоговой структуры слова и на необходимость для его формирования специального логопедического вмешательства. Только в процессе специального развития умения воспроизвести слово в его полном слоговом составе могут быть устранены характерные и стойкие искажения слоговой структуры, свойственные детям-алаликам. Несомненно, что распространенная система работы над формированием произношения у неговорящих детей, даже если она ограничивается коррекцией отдельных звуков, с необходимостью включает в себя в той или иной мере работу над словом, над его слоговым составом. Работа над каждым звуком обычно включает два этапа: постановку звука, формирование чистого, правильного произношения звука в изолированном положении и закрепление звука, автоматизацию, введение его в речь, формирование произношения звука в различных слогах и словах, где он находится в условиях разного звукового окружения. При автоматизации звука ребенку неизбежно приходится сталкиваться с различными слоговыми структурами. Однако основной целью этих занятий является работа над звуком, а усвоение ребенком произношения слоговой структуры занимает подчиненное место. Между тем ребенок с общим недоразвитием речи не может самостоятельно овладеть произношением слоговой структуры слова, так же, как он не в состоянии самостоятельно усвоить произношения отдельных звуков. У неговорящего ребенка отсутствуют те огромные речевые возможности (обширный словарь, "чувство" языка), которые в условиях нормального развития могут компенсировать те или иные недочеты в овладении речью. Поэтому необходимо долгий и непроизводительный процесс стихийного формирования произношения слоговой структуры слова заменить целенаправленным и сознательным процессом обучения этому умению.

Работа над произношением слоговой структуры слова должна сопровождаться развитием соответствующих сенсорных возможностей ребенка. Педагог прежде всего должен привлечь внимание ребенка, страдающего алалией, к различию слов по их слоговому составу. Ребенку предлагают прислушиваться к своему произношению слова, сравнивать его с произношением педагога и других детей, находить свои ошибки. Можно также обратить внимание ребенка на то, как искажает смысл слова опускание некоторых слогов или их перестановка, используя для этого некоторые слова, различающиеся по своему произношению только одним слогом или местом его в слове: резина и "зина"; машина и "шина"; камыш и "мышь";рыбаки и "рыба"; рукава и "рука"; кулак и "лак"; насос и "сосна"; гора и "рога"; лопата и "палата" банкач "кабан" ит. д. Ребенка надо научить расчленять слово на слоги сначала по подражанию вслед за учителем, затем самостоятельно; подсчитывать число слогов в слове; придумывать слова на заданное число слогов; добавлять недостающий слог слова при опоре на картинки и т. д. С некоторыми из этих упражнений дети знакомятся в добукварный период обучения грамоте.

Страницы: 1 2 3

Прочее о педагогике:

Формы и методы туристической работы в школе
Походы, путешествия, экскурсии, школьный туристский лагерь, слеты соревнования, кружки, выставки, секции, школьные туристские вечера, музеи – вот перечень форм массовой туристской работы в школе. Возможно ли все это проводить в одной школе в течении одного года? Да, возможно, так как каждая форма д ...

Компьютерное моделирование как средство художественного проектирования изделий
Выполняя построение графических форм, появляется возможность оценить всю простоту манипулирования фрагментами изображения с помощью компьютера. Более серьезные возможности для творчества, поиска композиционных решений и моделирования предоставляют профессиональные графические системы CorelDRAW и Au ...

Исследование в выездной интенсивной Школе Развития
Основные результаты работы школы, отслеженные на «Свечке» и анкетировании. Можно выделить три типа фиксации: Ориентация на внешнюю сторону, все описание сводится к замечаниям такого типа «Мне нравится, что здесь можно спокойно пить чай, когда захочешь, и ходить во время занятия»; «Я хорошо провел в ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru