Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » ИКТ-компонент как средство формирования мотивации к учению у учащихся 4 класса на уроках русского языка » Общие сведения о мотивации учения у младших школьников

Общие сведения о мотивации учения у младших школьников

Страница 1

Исследуя отношения школьников к учению, А.К. Маркова установила, что «мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребность и смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы)». При этом под мотивами учения отечественные психологи понимают внутреннюю позицию личности, то есть то, ради чего учится ученик, что побуждает его учиться. В данной работе в качестве рабочего определения мы выбираем следующее: мотивы – это побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности. Мотивация- побуждение учащихся к активной учебной деятельности, продуктивному познанию содержания обучения.

В зарубежных исследованиях изучению мотивов также уделяется большое внимание. Своеобразное понимание мотивации характерно для гештальтпсихологии. К. Левин, разработавший методику экспериментального изучения мотивов, понимал мотив как самостоятельное образование. Поведение он объяснял, исходя из отношений складывающихся у человека с конкретной средой.

В теории Д.К. Маккеланда говорится о том, что все без исключения мотивы и потребности человека формируются при онтогенетическом развитии. Мотив здесь рассматривается как стремление к достижению некоторых общих видов удовлетворения или результатов. Мотив достижения - первопричина поведения человека.

В теории мотивации А.Маслоу отмечается стремление индивида к непрерывному развитию как ведущий мотив. Мотивы определяются потребностями, которые имеют несколько уровней от физиологических потребностей до потребностей самоактуализации. Поведение зависит от потребностей и способностей и определяется внутренними и внешними мотивами.

Как считает И.П. Подласый, классифицировать мотивы, действующие в системе обучения можно по различным критериям.

По видам выделяют социальные и познавательные мотивы.

По уровням подразделяют:

· широкие социальные мотивы (долг, ответственность, понимание социальной значимости учения);

· узкие социальные (стремление занять определенную должность в будущем, получить признание окружающих, получить достойное вознаграждение за свой труд);

· мотивы социального сотрудничества (ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими, утверждение своей роли с позиции в классе);

· широкие познавательные мотивы проявляются как ориентация от самого процесса учения и его результатов; познавательная деятельность является его ведущей сферой его жизнедеятельности);

· учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов);

· мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний).

В практической педагогике эти мотивы объединяются в группы по направлению и содержанию: социальные (социально-ценностные), познавательные, профессионально-ценностные, эстетические, коммуникационные, статусно-позиционные, традиционно-исторические, утилитарно-прогматические.

Существуют осознанные и неосознанные мотивы. Осознанные выражаются в умении ученика рассказывать о том, какие причины пробуждают его к действию, выстроить побуждения по степени значимости. Неосознанные мотивы лишь ощущаются, существуют в смутных, не контролируемых сознание влечениях, которые, тем не менее, могут быть очень сильными.

Могут быть мотивы реальные и мнимые (надуманные, иллюзорные), действующие при определенных обстоятельствах.

Составить первичное представление о преобладании и действии тех или иных мотивов учения можно, наблюдая отношение школьников к учению. Оно быстро характеризуется активностью в структуре, которой выделяются следующие компоненты: готовность выполнять учебные задания; стремление к самостоятельной деятельности; сознательное выполнение заданий; систематичность обучения; стремление повысить свой личный уровень. Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых обучают: отстаивать свое мнение; задавать вопросы товарищам и учителям; рецензировать ответы товарищей; оценивать ответы и письменные работы товарищей; обучать отстающих; объяснять более слабым ученикам непонятный учебный материал; самостоятельно выбирать письменные задания; создавать ситуации самопроверки, анализа познавательных и практических действий .

Проблема мотивации актуальна как в отечественной, так и в зарубежной психологии. В работах Л.И. Божович и ее сотрудников при анализе направленности личности были выделены широкие социальные мотивы получения знаний и мотивы, порожденные самой учебной деятельностью. Иногда ребенка побуждает не интерес, любознательность, стремление овладеть определенными умениями, увлеченность процессом усвоения знаний, а то, что будет получено в результате учения.

П.М. Якобсон выделяет несколько типов мотивации, связанной с результатами учения:

1) мотивация, которая условно может быть названа отрицательной. Под отрицательной мотивацией П.М. Якобсон подразумевает побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры родителей, учителей и т.п.). Такая мотивация не приводит к успешным результатам;

Страницы: 1 2 3

Прочее о педагогике:

Виды контроля знаний учащихся
Основанием для выделения этих видов контроля является специфика дидактических задач на разных этапах обучения. Посмотреть в правилах, как оформляются ссылки на книги В современной педагогике различают следующие виды контроля: • Предварительный контроль необходим для получения сведений об исходном у ...

Формирование профессиональной культуры поведения будущего специалиста гуманитарного профиля в педагогической теории и практике
Посвящен конкретизации педагогической сущности данного процесса, теоретическому обоснованию педагогических условий, способствующих его результативности. Анализ идей о междисциплинарном понятии «формирование» позволяет сделать вывод о том, что педагогическая сущность формирования профессиональной ку ...

Состояние слоговой структуры у детей с ОНР
Понятие об ОНР Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. При нормальном речевом развитии дети к 5 г. свободно пользую ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru