Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » ИКТ-компонент как средство формирования мотивации к учению у учащихся 4 класса на уроках русского языка » Учёт психолого-педагогических особенностей младших школьников в процессе формирования мотивов к учению

Учёт психолого-педагогических особенностей младших школьников в процессе формирования мотивов к учению

Страница 1

Для умения сформировать мотивацию к учению учитель начальных классов должен хорошо знать особенности психологии младших школьников.

Развитие теоретического мышления.

В младшем школьном возрасте идёт интенсивное развитие интеллекта. Развитие мышления приводит к перестройке воображения и памяти, превращению их в регулируемые произвольные процессы. У него развиваются способности к обобщению, выделению существенного и абстрагированию. К моменту перехода в среднее звено школьник научается самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. «На основе учебной деятельности при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребёнка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению» (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). К окончанию четвёртого класса с развитием теоретического мышления, т.е. мышления, развивается способность к рефлексии, которая является новообразованием подросткового возраста. В.В. Давыдов показал, что при выполнении детьми учебной деятельности на различном предметном материале были выявлены общие особенности психологического развития: рефлексия, анализ и планирование определяют существенную перестройку всей познавательной и личностной сферы детей. Таким образом, необходимо учащихся заинтересовать некоторой теоретической информацией.

Память становится мыслящей.

Под влиянием обучения память развивается в 2-х направлениях:

· Усиливается роль словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным).

· Происходит сознательное управление памятью (запоминание, воспроизведение, припоминание).

Восприятие становится думающим, поэтому для формирования мотивации к учению у учащихся 4 класса на уроках необходимо концентрировать внимание на новом учебном материале с помощью схем, таблиц сравнительных или наглядности.

Велика здесь роль учителя, который организует деятельность учащихся по восприятию объектов, учит выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из эффективных методов является сравнение.

Внимание становится произвольным.

Возможности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте ограничены. По сравнению со старшим школьником, младшему школьнику трудно заставить себя сосредоточиться на неинтересной, трудной работе ради результата в будущем.

В младшем школьном возрасте лучше развито непроизвольное внимание. Оно становится более конкретизированным, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью. Поскольку непроизвольное внимание поддерживается интересом, то учитель стремится сделать урок интересным, занимательным, т.е. мотивировать обучение учащихся.

Таким образом, при формировании мотивов к учению учителю следует учитывать следующие психолого-педагогические особенности: непроизвольность внимания, развитие теоретического мышления. Необходимо также помнить, что память у младших школьников мыслящая, а восприятие думающее. Использование ИКТ- компонента в учебном процессе помогает сделать занятия интереснее, что способствует развитию произвольного внимания, творческого мышления.

Исследование формирования мотивации у учащихся 4 класса с помощью ИКТ- компонента на уроках русского языка проводилось в МОУ СОШ №11. Методы для данного исследования были выбраны следующие: анкетирование учителей начальной школы и учащихся 4 «Б» класса, наблюдение за деятельностью учащихся данного класса на уроках русского языка без применения ИКТ- компонента и с применением презентации. Анкетирование учителей и учащихся проводилось для выяснения проблемы использования ИКТ- компонента на уроках русского языка в четвёртых классах. Рассмотрим далее подробнее.

Анкетирование учителей начальных классов проводилось для выявления проблем использования ИКТ- компонента на уроках русского языка в четвёртых классах. Учителям были предложены вопросы с предоставлением выбора ответа, а также предоставлением возможности ответа на вопрос вариантом, не представленным в анкете. Учитель помечает выбранный вариант ответа в анкете. Было опрошено всего 5 учителей. Из них- 4- учителя четвёртых классов и 1- учитель третьего класса. Данный метод был выбран для удобства опробации результатов и точности.

Страницы: 1 2 3

Прочее о педагогике:

Анализ УМК В.П. Кузовлева «Английский язык для 6-х классов общеобразовательных школ»
Анализируемый учебник В.П. Кузовлева «Английский язык для 6-х классов общеобразовательных школ» /31/ построен в соответствии с учебным планом (3 часа в неделю) и по своему содержанию ориентирован на государственный образовательный стандарт применительно к учебному предмету «иностранный язык». Следу ...

Интенсивные формы дополнительного образования, как способ решения задач воспитания
Под дополнительным образованием, будем понимать ту часть обучения, воспитания и педагогической поддержки, которая осуществляется за рамками учебного плана школы. Дополнительное образование представляет собой наиболее благоприятную сферу для воспитательной работы. Значительный педагогический потенци ...

Реализация и анализ использования проблемных ситуаций в методике преподавания математики в начальной школе
Уже в дошкольном возрасте жизнь ставит перед детьми бесчисленные математические проблемы. С момента прихода ребенка в школу функции «жизни» принимает школа; она становится ответственной за то, получит ли ребенок соответствующую подготовку, приучится ли к математическому мышлению, научится ли отыски ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru