Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » ИКТ-компонент как средство формирования мотивации к учению у учащихся 4 класса на уроках русского языка » Учёт психолого-педагогических особенностей младших школьников в процессе формирования мотивов к учению

Учёт психолого-педагогических особенностей младших школьников в процессе формирования мотивов к учению

Страница 1

Для умения сформировать мотивацию к учению учитель начальных классов должен хорошо знать особенности психологии младших школьников.

Развитие теоретического мышления.

В младшем школьном возрасте идёт интенсивное развитие интеллекта. Развитие мышления приводит к перестройке воображения и памяти, превращению их в регулируемые произвольные процессы. У него развиваются способности к обобщению, выделению существенного и абстрагированию. К моменту перехода в среднее звено школьник научается самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. «На основе учебной деятельности при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребёнка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению» (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). К окончанию четвёртого класса с развитием теоретического мышления, т.е. мышления, развивается способность к рефлексии, которая является новообразованием подросткового возраста. В.В. Давыдов показал, что при выполнении детьми учебной деятельности на различном предметном материале были выявлены общие особенности психологического развития: рефлексия, анализ и планирование определяют существенную перестройку всей познавательной и личностной сферы детей. Таким образом, необходимо учащихся заинтересовать некоторой теоретической информацией.

Память становится мыслящей.

Под влиянием обучения память развивается в 2-х направлениях:

· Усиливается роль словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным).

· Происходит сознательное управление памятью (запоминание, воспроизведение, припоминание).

Восприятие становится думающим, поэтому для формирования мотивации к учению у учащихся 4 класса на уроках необходимо концентрировать внимание на новом учебном материале с помощью схем, таблиц сравнительных или наглядности.

Велика здесь роль учителя, который организует деятельность учащихся по восприятию объектов, учит выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из эффективных методов является сравнение.

Внимание становится произвольным.

Возможности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте ограничены. По сравнению со старшим школьником, младшему школьнику трудно заставить себя сосредоточиться на неинтересной, трудной работе ради результата в будущем.

В младшем школьном возрасте лучше развито непроизвольное внимание. Оно становится более конкретизированным, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью. Поскольку непроизвольное внимание поддерживается интересом, то учитель стремится сделать урок интересным, занимательным, т.е. мотивировать обучение учащихся.

Таким образом, при формировании мотивов к учению учителю следует учитывать следующие психолого-педагогические особенности: непроизвольность внимания, развитие теоретического мышления. Необходимо также помнить, что память у младших школьников мыслящая, а восприятие думающее. Использование ИКТ- компонента в учебном процессе помогает сделать занятия интереснее, что способствует развитию произвольного внимания, творческого мышления.

Исследование формирования мотивации у учащихся 4 класса с помощью ИКТ- компонента на уроках русского языка проводилось в МОУ СОШ №11. Методы для данного исследования были выбраны следующие: анкетирование учителей начальной школы и учащихся 4 «Б» класса, наблюдение за деятельностью учащихся данного класса на уроках русского языка без применения ИКТ- компонента и с применением презентации. Анкетирование учителей и учащихся проводилось для выяснения проблемы использования ИКТ- компонента на уроках русского языка в четвёртых классах. Рассмотрим далее подробнее.

Анкетирование учителей начальных классов проводилось для выявления проблем использования ИКТ- компонента на уроках русского языка в четвёртых классах. Учителям были предложены вопросы с предоставлением выбора ответа, а также предоставлением возможности ответа на вопрос вариантом, не представленным в анкете. Учитель помечает выбранный вариант ответа в анкете. Было опрошено всего 5 учителей. Из них- 4- учителя четвёртых классов и 1- учитель третьего класса. Данный метод был выбран для удобства опробации результатов и точности.

Страницы: 1 2 3

Прочее о педагогике:

Классификация специфических методовисследования в физическом воспитании
анализ литературных источников экспериментальный контрольный индивидуальный педагогический анализ и оценка хронометрирование контрольные испытания анализ текущей учебной документации опрос: анкетирование, интервью, беседа регистрация техники выполнения стенографирование Методы организации учебно-во ...

Классификация педагогических технологий
В педагогической науке существуют различные классификации педагогических технологий. Рассмотрим наиболее известные классификации Селевко Г.К., Беспалько В.П. и Фоменко В.Т. Г.К. Селевко систематизировал наиболее известные в педагогической науке и практике технологии и дал описание классификационных ...

Воспитание уважения к девушке
Уважение к прекрасному полу нужно взращивать в чадах сызмальства, поэтому наше исследование и начинается рассмотрением такого вопроса, как воспитание уважения к девушке. Если юноша не научится почтительно относиться к своей избраннице, или любой другой девушке, то нельзя будет ожидать от него уваже ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru