Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Роль наблюдения в экологическом воспитании

Роль наблюдения в экологическом воспитании

Страница 3

Знание функций отдельных органов обеспечивает понимание взаимосвязанной работы живого организма в целом. Различное состояние деревьев и кустарников, появление и исчезновение травянистой растительности в теплое и холодное время года позволяют в процессе наблюдений сформировать у детей отчетливое представление о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий. Содержание наблюдений за животными являются: - их внешние особенности (строение); - способы функционирования (поведение); - компоненты среды обитания; - проявление приспособительной взаимосвязи со средой; - характер взаимоотношений человека с животными. Помимо содержания чрезвычайно важно определить организационно-методическую форму проведения наблюдений. В нашей практике сложился традиционный тип занятия, на котором осуществляется рассматривание определенного животного или растения. Цель такого занятия – познакомить со всеми характерными особенностями живого объекта, сообщить способы ухода за ним.

Как правило, детям дается исчерпывающая информация и в дальнейшем новых сведений о нем не получают. В плане экологического воспитания такой способ познания малоэффективен, т.к. он не обеспечивает постепенного накопления сведений и систематического их углубления, не позволяет в достаточной степени проследить зависимость состояния живого существа от факторов окружающей среды, не приводит детей к пониманию необходимости выполнять трудовые обязанности, в результате которых создаются полноценные условия для существования животного или растения. Я в своей практике нашла иной подход к организации познавательной деятельности детей – проведение вне занятий цикла наблюдений на одну тему.

Каждый отдельный цикл – это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка. Каждое наблюдение имеет свою цель и определенное (несхожее с другими) содержание. В комплексе наблюдений одного цикла у детей формируются разносторонние и систематизированные знания о растениях и животных. В чем же преимущество цикла наблюдений перед занятием, на котором происходит рассматривание объекта? Они очевидны и сводятся к следующему: - В цикле осуществляется распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное, а значит, более надежное их усвоение. - Каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать новые особенности уже знакомого объекта, расширять и уточнять имеющиеся представления. Именно многоразовое (но с разной целью) обращение к одному и тому же объекту формирует у детей устойчивый интерес к тому, в результате чего возникает потребность в новых (что особенно ценно) самостоятельных наблюдениях.

При организации наблюдений важными являются следующие моменты:

1. Комплексное проведение цикла. Одно наблюдение должно следовать за другим без больших разрывов во времени. В этом случае содержание каждого следующего наблюдения, «наслаиваясь» на предыдущие, укрепляет (уточняет и дополняет) единую систему знаний об объекте.

2. Преобладание визуального источника знания над словесным.

Дети должны получать информацию при непосредственном рассматривании ими объекта. Вопросы и очень короткие пояснения побуждают их называть увиденное. Отсюда вытекает следующее требование: В каждом конкретном наблюдении должно одновременно участвовать столько детей, сколько может расположиться вокруг объекта (аквариума, клетки с птицей и т.д.), чтобы беспрепятственно его рассматривать.

3. Охват наблюдениями всех детей. Каждое конкретное наблюдений, если его проводить по подгруппам, повторяется несколько раз.

4. Опора на биологические особенности, видовую специфику животных и растений. Для запланированных наблюдений необходимо специально создавать условия, например, черепах активна, если ее тело разогрето (рефлектором, солнцем) – можно наблюдать процесс ее питания, способы передвижения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее о педагогике:

Возрастные особенности старших школьников
Старшеклассник вступает в новую социальную ситуацию развития сразу же при переходе из средней школы в старшие классы или в новые учеб­ные заведения — гимназии, колледжи, училища. Эту ситуа­цию характеризуют не только новые коллективы, но и, самое глав­ное, направленность на будущее: на выбор образа ...

Методики развития творческого воображения
На сегодняшний день существует множество методик развития воображения, в их основании лежат работа с рисунками, игры, сочинение сказочных историй, решение проблемных вопросов, двигательная активность детей и т.д. Рассмотрим подробнее следующие методики: ТРИЗ Альтшуллера Г.С. - это комплекс, состоящ ...

Практическое применение лекционной формы обучения на уроках истории в старших классах
Тема урока: «Наука, литература и искусство в XIX – начале XX в.» Фома урока: комбинированный. Цель урока: приобщать учащихся к достижениям отечественной и мировой культуры. Задачи Воспитательная: воспитывать у учащихся умение ценить культурное разнообразие, понимать и уважать ценности других народо ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru