Трудовое воспитание в детском доме
В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...
Воспитание базовой культуры личности
Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.
Ряд заданий может быть эффективно использован для развития навыков диалогической речи, например: выключение звука при сохранении изображения с последующим воспроизведением предполагаемого текста. Данное упражнение вряд ли можно использовать для воспроизведения текстов монолога, поскольку содержание монолога в этом случае предвосхитить практически невозможно, если только человек не умеет читать по губам. Что же касается диалога, то при наличии таких элементов речевой ситуации как места и времени событий, партнеров по общению, их невербальному поведению можно сделать определенные предположения о содержании диалога, особенно, если ситуация является достаточно стандартной (в магазине, в театре, у врача и т.д.)
4. Задания, направленные на развитие социокультурных умений
Довольно часто приходиться сталкиваться с пониманием социокультурной компетенции в очень узком смысле, практически тождественной по значению страноведческим знаниям. Безусловно, для того, чтобы достичь необходимого и достаточного уровня социокультурной компетенции, необходимо иметь определенный набор знаний о странах изучаемого языка. Однако еще более важно научиться сравнивать различные культуры мира, подмечать в них культурно-специфические особенности и находить общекультурные закономерности. Самой трудной задачей для учителя в плане формирования социокультурной компетенции представляется умение научить учащихся интерпретировать различные ситуации речевого и неречевого характера с точки зрения культурных особенностей конкретной страны, избегая при этом формирования ложных стереотипов и не подпадая под влияние навязываемых суждений и представлений .
Использование видео предоставляет для этого прекрасную основу, однако, было бы наивно полагать, что без направляющей роли учителя и грамотной системы, специально разработанных упражнений эти умения сформируются сами собой. Так, при работе с видеоматериалами, предлагается использовать такой тип заданий как установление межкультурных сопоставлений и расхождений. Здесь учителю важно помнить о том, что до тех пора пока умения сравнивать и сопоставлять культуроведчески - маркированную информацию не будут сформированы, необходимо продумывать систему опор, направляющих внимание учащихся на вычленение, фиксирование и интерпретацию нужной информации.
III. Послетекстовый этап
Цель этапа: Использовать исходный текст в качестве основы и опоры для развития продуктивных умений в устной или письменной речи.
Оба предыдущих этапа являются обязательными как в условиях использования видеотекста в качестве средства развития комплексных коммуникативных навыков, так и в качестве средства контроля рецептивных навыков (аудирования). Данный же этап может отсутствовать, если видеотекст используется только для развития и контроля рецептивных умений.
Те упражнения, которые могут быть направлены на развитие продуктивных умений в устной речи, уже были частично названы в предыдущем разделе. На данном этапе помимо выше перечисленных упражнений можно использовать:
- проектную работу, связанную с подготовкой аналогичных видеосюжетов самостоятельно (проведение видеоэкскурсии по городу, школе, посещение школьного концерта, рассказ о своей семье и т.д.) .
- ролевые игры, в основу которых положен сюжет или ситуации видеофильма. При этом их можно частично видоизменять .
Таблица 5
Этапы |
Задачи |
Виды заданий/упражнений выполненных студентами | |
аудиторные |
домашние | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
Аналитической деятельности |
• развитие межкультурной рефлексии и социолингвистической наблюдательности • развитие умения ориентироваться в коммуникативной ситуации посредством анализа стратегий, тактик и средств вербального и невербального общения • осмысление влияния, которое оказывают на выбор вербальных и невербальных средств общения такие параметры коммуникантов, как: возраст, пол, социально-экономическое положение и пр. • развитие памяти, воображения аналитических способностей и фонетического слуха обучаемых, их чувства языка и языковой догадки |
• просмотр эпизода; • передача содержания эпизода; •сопоставительный анализ представленных в фильме реалий страны изучаемого языка с аналогичными явлениями родной культуры; • прослушивание песен, цитируемых персонажами фильма; • вычленение предложенных слов и воспроизведение контекста их употребления в фильме; • соединение слов с их толкованием; • заполнение карточек анализа коммуникативной ситуации; • повторение реплик за персонажами |
• поиск значений слов сети Интернет и справочных материалах; • поиск в тексте примеров фонетических, лексических, морфологических и синтаксических особенностей устной речи; • заполнение личных карточек персонажа и характеристик его вербального и невербального поведения; • сравнительный социолингвистический анализ речевого поведения персонажей; • выделение клише иностранного речевого этикета и внесение их в таблицу; • чтение занимательных текстов на социолингвистическую тематику |
Условно-речевой деятельности |
• закрепление социолингвистических знаний; • постижение многозначности и полифункциональности изучаемых языковых средств; • выработка первичных умений и навыков использования отдельных речевых и неречевых средств иностранного языка • полное усвоение и адекватное использование языковых средств различных регистров; • повышение речевой скорости реакции, освоение особенностей интонационно-просодическогои темпо-ритмического оформления иностранной речи |
• дублирование фильма (по монтажному листу или по памяти) при выключенном звуке; • перевод фраз-ситуаций с русского языка на иностранный; • перевод отдельных фраз из текста эпизода; • нахождение лексическим единицам одного регистра синонимов из другого; • преобразование целых фраз из родного регистра в другой |
• составление фраз-ситуаций на русском и иностранном языках с новыми словами и выражениями; • фонетическое чтение текста рабочего эпизода |
Управляемого общения |
• дальнейшее развитие умения ориентироваться в коммуникативной ситуации на основе анализа ее компонентов; развитие умений отбора и использования вербальных и невербальных средств, адекватных типичным коммуникативным ситуациям носителей языка; • формирование навыка самоконтроля в процессе общения на иностранном языке |
• составление и аудиозапись микродиалогов по теме рабочего эпизода |
• анализ аудиозаписи составленных на занятии микродиалогов с целью самоанализа, самооценки и самокоррекции |
Свободного общения |
• развитие умений речевого и неречевого поведения адекватно реальным коммуникативным ситуациям; • совершенствование навыков контрольно-оценочной деятельности |
• ролевые игры, условия которых задаются ролевыми карточками с описанием коммуникативной ситуации, либо демонстрируемым эпизодом аутентичного фильма; |
• подготовка спектакля по мотивам просмотренного фильма или на сочиненный студентами сюжет с использованием освоенных коммуникативных ситуаций (осуществляется по окончании работы над целым фильмом с использованием максимального количества социолингвистических знаний, умений и навыков) |
Прочее о педагогике:
Сущность и значение сказки в развитии ребенка
Рассмотрим теперь сказку, ее значение и сущность в жизни детей и взрослых. В энциклопедическом литературном словаре дается следующее определение сказки: “сказка – это один из основных жанров устного народнопоэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение ...
Целостный образ преподавателя в процессе лекции
Формы сотрудничества преподавателя со студентами в процессе решения задач каждого из разделов содержания лекции (совместное решение задач, подражание образцу, партнерство). Отношения «преподаватель - студенты»: уважительные, в меру требовательные. Нравственный контакт обеспечивает сотрудничество пр ...
Деятельность педагогов советского периода: Е.И. Тихеевой и
А.П. Усовой
Елизавета Ивановна Тихеева (1866—1944) была талантливым педагогом и крупным общественным деятелем по дошкольному воспитанию. Она активно участвовала в разработке теории дошкольного воспитания, творчески используя классическое педагогическое наследство (в первую очередь К.Д. Ушинского) и обобщая опы ...