Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Воспитание уважительного отношения к женщине в русской народной педагогике » Уважительное отношение к жене и матери

Уважительное отношение к жене и матери

Страница 3

У многих сказочных героев и героинь матери нет в живых, но ведь «Не та мать, что родила, а та, что выходила». Вроде бы, не поспоришь. Но как-то не водятся в сказках добрые мачехи («Птичьего молока хоть в сказке найдешь, а другой матери и в сказке не найдешь»). Подмечено, что влияние мамы всегда больше, чем влияние отца. Если в сказке возникает конфликт позиций родителей, то сын или дочь слушает маму – «Что мать в голову вобьет, того и отец не выбьет». В сказках, когда отец вдовеет, он первым делом начинает искать детям мачеху, потому что это противоестественно, когда дети растут без женского участия – «Без отца дитя – полсироты, без матери дитя – полный сирота». Конечно, отцы руководствуются любовью к детям и стараются найти «и хозяйку, и мать опытную», но обычно обманываются и не находят доброй мачехи для своих кровиночек. Женщина не может до конца принять чужих детей: «Тепло, тепло, да не лето; добра, добра, да не мать родна». Это связано с тем, что у мачехи в сказках уже есть свои дети, а как известно: «На чужой горбок не насмеюся; на свой горбок не нагляжуся», поэтому своя злонравная, ленивая, неряшливая дочь всегда получает лучшее отношение, чем прилежная, скромная, воспитанная падчерица. В жизни это было связано также и с будущим дележом наследства, мачехи пытались избавиться от детей мужа от первого брака, чтобы все добро досталось только их детям.

В сказках матери, умирая, благословляют своих детей – «Материнское благословение на воде не тонет, на огне не горит». Особенно полно данная пословица подтверждается в сказке «Василиса Прекрасная». В ней мама перед смертью вручает своей дочери куклу-помощницу. Когда Василиса попадает к Бабе-яге, то кукла помогает ей пройти все испытания. Ведьма интересуется, в чем секрет девушки, и как только узнает, что Василисе помогает благословение матери, то сразу же выпроваживает ее домой. Никакая нечистая сила не может справиться со столь чистыми и светлыми словами, как благословение матери. «Материнскими словами Бог правит», – и это тоже верно. Образы матери в фольклоре могут быть различными, но не встречается ни одного случая, чтобы мать советовала своему ребенку неправильные вещи.

Мама должна не только родить ребенка, она еще должна его и выкормить и выучить. В сказке «Терешечка» мама каждый день носила сыну-рыбаку на берег молоко и творог, к тому же, она предупредила его об опасности, когда его стала караулить ведьма. В сказке «Гуси-лебеди» мама обещала дочке, что когда придет с работы, принесет ей булочку, сошьет платьице, купит платочек. За это девочка должна была не ходить со двора, беречь братца и быть умной. Дочь не послушалась маминых советов, и приключилась беда. Существует множество сказок (например «Хитрая наука», «Вор», «Вороватый мужик»), в которых сыновьям приходится воровать, чтобы прокормить себя и родителей, поскольку в свое время они не позаботились обучить их какому-либо полезному делу или ремеслу.

Сказка «Три царства – медное, серебряное и золотое» рассказывает нам о том, как Ворон Воронович похитил Анастасью Прекрасную, а три царевича – ее сына пошли на поиски матери, несмотря на все трудности. Примечателен эпизод, когда братья начинают ссориться, кому какая царевна достанется и забывают вытащить из ямы на белый свет родную матушку. Но старшая царевна (носитель народной мудрости) приказывает им прекратить споры и сначала помочь матери. Если брать этот сюжет в общем, то можно сказать, что дети не должны забывать родную маму, погрязая в любовных разборках. Родная мать всегда должна оставаться самым главным человеком в жизни.

То, каким вырастет ребенок, зависит от матери и ее воспитания. Мы можем проследить это на примере сказки «Иван Быкович». В одно и то же время рождаются – Иван-царевич, Иван-кухаркин сын и Иван Быкович. Внешне они были одинаковыми, но приходя с гулянья, первый – менял белье, второй – сьедал что-нибудь, третий – ложился отдыхать. В этой же сказке дочери ведьмы готовы извести трех богатырей, только чтобы матушка не горевала.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Анализ отечественной и зарубежной литературы по формированию нравственного воспитания детей
Истоки проблемы воспитания нравственной культуры личности имеют свое начало в концепциях представителей философии эпохи античности (Аристотель, Гераклит, Демокрит, Сенека, Сократ и др.). В философии и культурологии проблема нравственности трактуется как одна из универсальных форм общественного и ли ...

Модель формирования творческой среды класса. Зарубежные системы воспитания
Наша тема это «Модель формирования творческой среды в классе». Модель (лат. modulus – «мера», «образец») – это схема, изображение или описание какого-либо явления или процесса в природе, обществе. Модель (лат. modulus – «мера», «образец») – это схема, изображение или описание какого-либо явления ил ...

Исследование особенностей оптико-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Цель исследования Исследование развития оптико-пространственных функций у старших дошкольников 5-6 лет с нормальным развитием. В соответствии с целью решались следующие задачи: 1) Анализ литературы по проблеме исследования; 2) Подбор методик, направленных на исследование уровня сформированности опт ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru