Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Воспитание уважительного отношения к женщине в русской народной педагогике » Воспитание уважения к женщинам пожилого возраста

Воспитание уважения к женщинам пожилого возраста

Страница 1

Бабушка – это слово столь родное и близкое для каждого русского человека невозможно перевести на другие языки. Жители англоязычных стран называют его русицизмом. Для кого-то этот образ бабушки навевает запах топленого молока или краюхи черного хлеба с маслом, кто-то сразу чувствует нежность и мягкость морщинистых рук, а кто-то видит лучистые добрые глаза. Зачастую именно бабушкам доверяют воспитание внуков. Ранее это было связано с тем, что родители–крестьяне занимались сельско-хозяйствеными работами, сейчас это также объясняется рабочей загруженностью многих родителей и невозможностью нанять няню или устроить ребенка в садик. Именно через бабушку ребенок знакомится с народной педагогикой. Вместе они разучивают русские народные песни, читают сказки, знакомятся с пословицами, поговорками, прибаутками, частушками и загадками.

Как же раскрывается этот важный образ в русской народной педагогике? В сказках довольно часто можно найти упоминание пожилых женщин. Обычно это старухи-помощницы или Баба Яга, которая зачастую является не только нечистой силой, но и советчицей, дарительницей по отношению к положительным героям. Образ старухи с «костяной ногой», железными зубами и черепами вокруг избушки на курьих ножках навеян ее близостью к смерти, приписыванием особенно долго живущим женщинам статуса ведьм, колдуний, связывающим старуху со злой силой и властью.

Начинается все, как всегда, с первой встречи. В сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» Иван-царевич натыкается на старуху и на ее вежливые расспросы отвечает грубостью. Но вскоре молодец осознает свою ошибку и думает: «За что обругал я старуху? Дай ворочу ее; старые люди хитры и догадливы! Авось что и доброе скажет». Старушка не держит зла на царевича и помогает ему мудрым советом. Часто герои в придачу одариваются волшебными предметами, позволяющими им выполнить самые трудные задания или найти правильную дорогу. Простая бабушка в сказках обычно является более мудрой, чем негативные, могущественные персонажи. Это связанно с житейским опытом старушки, которая много всего повидала и знает выход из любой ситуации. Главным в этом повторяющемся в сказках (например, в сказке «Кощей Бессмертный») эпизоде является то, что изначально герой неуважительно относится к возрасту, но затем понимает свою ошибку и исправляется.

При встрече с Бабой Ягой герои сначала научают ее традициям русского гостеприимства: «Ты бы прежде меня накормила-напоила, отдохнуть положила, да тогда бы и вестей спрашивала». Разве не похоже это на нашу реальную современную жизнь? Многие взрослые люди не забывают о том, как в детстве они в выходные приходили в гости к бабушке, она кормила их вкусными пирожками, давала вдоволь выспаться, а затем расспрашивала обо все проблемах и давала мудрый совет. Сказка и дает нам образец правильного поведения бабушки на все времена.

«С того момента, как женщина считается бесплодной, “вышедшей из возраста”, она более не участвует в борьбе с себе подобными, “остывает” и становится “чистой”; теперь она может помогать другим: принимать роды, лечить больных, готовить мертвых в последний путь. Расставшись с ролью матери, она символически становится всеобщей Матерью», - пишет антрополог Г. Кабакова.

В истории, да и сейчас в отдаленных деревнях, старушки являются и повитухами, и свахами, и знахарками, – они, пользуясь своими знаниями, выполняют наиболее важные социальные функции. «Не к лицу бабке девичьи пляски», – то есть бабушка не имеет права вести себя легкомысленно, как молодая, она не должна следовать своим прихотям, вместо этого ей следует приносить пользу обществу.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Роль практической деятельности детей в природе в решении задач экологического образования
Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитывается любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаю ...

Опыт экспериментального обучения детей седьмого года жизни рассказыванию с использованием экранных и звуковых пособий
В экспериментальном обучении проверялись педагогические условия использования экранных и звуковых пособий при обучении старших дошкольников рассказыванию. Содержание и методика формирующего этапа исследования определялись задачами: 1. обогащать знания детей об окружающих предметах и явлениях, и соо ...

Психолого-педагогическая характеристика одарённости детей младшего школьного возраста
Возраст, о котором пойдёт речь, редко привлекает специальное внимание исследователей. Его традиционно считают одним из самых стабильных периодов жизни человека – никаких (или почти никаких) новых проблем взрослые – родители и учителя – часто не замечают, возможно, поэтому «отдыхают» от родительских ...

Главное меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru