Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Воспитание уважительного отношения к женщине в русской народной педагогике » Воспитание уважения к женщинам пожилого возраста

Воспитание уважения к женщинам пожилого возраста

Страница 2

Действительно, в сказках герои, обращаясь к старухе, называют ее «бабушкой», что дает им право на ее помощь и участие. Таким образом, подразумевается, что пожилая женщина должна заботиться не только о родных внуках, но и пытаться помочь советом, как можно большому количеству молодых парней и девушек (Например, в сказке «Перышко Финиста ясна сокола» старушки учат девушку, как ей вернуть возлюбленного). «Бабушке – один только дедушка не внук», – пожилая женщина прожила долгую жизнь, и она обязана поделиться опытом с молодыми, чтобы они не совершали ошибок, которых можно избежать. Образ старушки, которая всем помогает, перекликается с образом Матери-сырой земли, для которой также все русские люди являются детьми. Недаром бабушки в сказках часто могут управлять зверьми, птицами и рыбами (например, в сказке «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»). Им подчиняется сама природа.

Описание функций женщины пожилого возраста может быть дополнено и пословицей «Баба, бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь». Замечено, что с возрастом женщины чаще задумываются о душе и обращаются к Богу. В сказках высмеиваются богомольные старухи, которые хоть и считают себя истинными христианками, но на самом деле, живут не по Божьим заповедям. Примером служат две сказки – «Старухина молитва» и «Две старухи и архиерей». В первой сказке набожная старушка каждый день молилась иконе, но при этом морила своего слугу голодом. Он увещевал скупую старуху, спрятавшись за иконой, после чего она изменила свое поведение. Во второй сказке старушки решили получить благословение архиерея, но перепутали его с собакой, сидящей в карете. Старухи сделали вывод, что церковный иерарх очень похож на их барбоса.

Стоит обратить внимание и на такую функцию старушки, как сбережение семейного добра. Она отдельно прописана еще в одной пословице В.И. Даля: «Жила бабушка – не мешала, умерла – голбчик опростала». Можно так объяснить ее смысл – пока бабушка жива, кладовая неизменно остается полной, как только молодые люди сами начинают распоряжаться имуществом, они незаметно проматывают все новое и старое добро. Дело не в материальной помощи, не в собственных финансовых вложениях старушки, тем более что «Бабушка старенька, денег у нее маленько» (особенно это заметно при современных крохотных пенсиях), а именно в сбережении того, что уже нажито непосильным трудом.

Добрый разговор, ненавязчивая передача опыта являются одними из важнейших элементов образа бабушки: «Съела бабушка зубы, но ведь остались язык да губы». В сказке «Василиса Прекрасная» Баба-Яга дает девушке поручения по дому, тем самым приучая ее к ведению домашнего хозяйства. Кроме того, она дает ей два мудрых совета – не быть слишком любопытной и никогда не выносить сор из избы. После выполнения всех заданий ведьма выполняет обещание – награждает девушку. Мы видим, что и негативный, на первый взгляд, персонаж может помочь герою или героине, стремящимся к совершенству.

У бабушек нет четко прописанных обязанностей перед внуками, как, например, у жены перед мужем. Единственным ее долгом является разве что пропитание внука: «Где бабка ни бери, а внука корми». В сказках также, если к старушке приходит странник, она должна его накормить. Например, в народных анекдотах «Каша из топора», «Солдатская загадка» и «Служивый и гусь» хозяйки из жадности не захотели потчевать солдат, остановившихся у них на ночлег, но герои, пользуясь военной смекалкой, обманывают скупых старух и вдоволь наедаются и напиваются за их счет. В схожей по сюжету сказке «Тини-тини, потягивай» служивые также обманывают старуху и присваивают себе холст. В этот раз пожилая женщина наказывается не столько за жадность, сколько за болтливость и самобахвальство. В сказке «Солдатская школа» пожилая женщина лишается быка, поскольку «в лесу родилась, пню молилась, дальше поскотины не бывала и ничего не видала», поэтому и верит в небылицы. Можно сделать вывод, что не приветствуется проживание жизни без приобретения новых знаний, а также проповедование языческих верований и заблуждений. Если жить на одном месте, ни к чему не стремиться, и только выполнять каждодневные монотонные занятия, то к старости не то что не поумнеешь, а, скорее всего, поглупеешь.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Теоретический аспект применения музыкально-дидактических игр
Музыкально-эстетическое воспитание входит в составную часть той огромной коррекционной работы, которая, ведется в дошкольном детском доме с детьми с проблемами в развитии, чтобы воспитать гармонически развитого человека. На музыкальных занятиях дети приобщаются к различным видам музыкальной деятель ...

Концепции воспитания. Школа как воспитательная система
Дайте характеристику следующим концепциям воспитания: концепция самовоспитания школьника, имплицитная концепция воспитания. Представьте результаты сравнения в таблице. Название концепции, ее автор Понятие «воспитание» Цель воспитания Принципы воспитания Содержание воспитательной работы Концепция фо ...

Патриотическое воспитание. Формирование культуры межнацио-нального общения
В толковом словаре В.И.Даля слово «патриот» Качает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей родине. Проявлением высокого уровня культуры межнаци ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru