Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Формирование самоконтроля в образовательном процессе » Понятие самоконтроля

Понятие самоконтроля

Страница 1

Логика изменений, происходящих в современном российском обществе, выдвигает на первый план требование готовить подрастающее поколение не только к успешному усвоению и воспроизводству унаследованных от прошлого ценностей и навыков, но, главное, к самостоятельной творческой активности, постановке и решению новых задач, которых не было и не могло быть в опыте прошлых поколений. В этой связи становится актуальным поиск таких подходов к организации учебно- воспитательного процесса в школе, который обеспечивал бы целостное формирование личности школьника, развитие его индивидуальности, способность к эффективной саморегуляции.

При этом младший школьный возраст является одним из наиболее ответственных возрастных этапов на пути формирования целостной личности учащегося. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения.

Среди условий, обеспечивающих эффективное личностное развитие младшего школьника, его высокую учебную успешность, в психолого- педагогической литературе отмечается формирование у учащихся начальных классов самоконтроля в учебной деятельности (В.В. Давыдов, А.С. Лында, Д.Б. Эльконин и др.).

Практика свидетельствует, что на сегодняшний день эффективность формирования самоконтроля в учебной деятельности младших школьников остается достаточно низкой. Об этом наглядно говорит большое количество слабоуспевающих и неорганизованных учеников, переходящих в среднюю школу, хотя к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что проблема формирования самоконтроля у учащихся начальных классов является весьма актуальной и значимой для педагогики.

Изучение основных подходов к решению проблемы формирования умений и навыков самоконтроля в учебной деятельности младших школьников

Уже начиная с античных времен выдающиеся мыслители и педагоги прошлого понимали важность и необходимость формирования самоконтроля в учебной деятельности обучающихся. Сократ, например, побуждал своих слушателей отыскивать истину самим, не давая им готовых положений и выводов, но направлял их мыслительный процесс путем постановки перед ними определенных вопросов по обсуждаемой теме. Этот метод впоследствии был назван сократическим.

Аристотель установил возрастную периодизацию обучаемых и в соответствии с ней разработал предметную градацию.

В эпоху Возрождения известный чешский педагог Ян Амос Коменский, анализируя сложившуюся педагогическую практику, указывал на то, что «если до вершин знаний доходят лишь немногие», то причину низкой эффективности учебной деятельности необходимо искать в методике, что при правильно избранной методике «можно кого угодно возвести на какую угодно высоту».

Такой же точки зрения придерживался и другой ученый конца XYIII –начала XIX веков Иоганн Генрих Песталоцци. Разрабатывая учение об умственном образовании, он исходил из того, что процесс познания начинается с чувственных восприятий, перерабатываемых затем сознанием. При этом он считал, что осуществить умственное образование можно лишь посредством построения системы специально подобранных для каждой ступени обучения и последовательно проводимых упражнений, которые развивают интеллектуальные силы и способности каждого индивида.

Значительный вклад в разработку проблемы формирования самоконтроля обучающихся внесли российские педагоги. В частности, Н. И. Пирогов считал, что самоконтроль у обучающихся находится в прямой зависимости от педагогической деятельности преподавателя, которая не приемлет устоявшихся рецептов и шаблонов. «В педагогике, как и во всяком другом искусстве, нельзя закабалить их в одну форму». В тоже время он подчеркивал, что деятельности педагога и обучающегося не могут быть противоположными, поскольку определяются единой целью педагогического процесса.

Большой глубиной и оригинальностью отличились взгляды К.Д. Ушинского. В своих трудах он делал упор на развитие у обучающихся умения самостоятельно работать. При этом известный педагог указывал, что нельзя учеников оставлять один на один с учебной задачей, пока они не овладеют правильными навыками самоконтроля в процессе обучения. К.Д. Ушинский писал: «Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто». Кроме того, он рекомендовал строить обучение на основе учета возрастных и психологических особенностей обучающихся. Константин Дмитриевич считал, что процесс учебной деятельности обучающихся представляет собой переходы от конкретного к абстрактному, отвлеченному, от представлений к мысли, и это полностью соответствует требованиям человеческой природы.

Страницы: 1 2 3

Прочее о педагогике:

Характеристика формирующего эксперимента
На основании вывода по констатирующему эксперименту был подготовлен формирующий эксперимент с целью выявления возможности средств искусства в дальнейшем музыкально-эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста, развития понимания детьми общих средств выразительности для разных видов и ...

Компьютерные программы при обучении дошкольников основам математики
В поисках литературы по теме моей работы, я наткнулась на множество компьютерных программ, которые могут применяться для обучения детей основам математики. Вот некоторые из них: «Посчитай-ка!», «Multiplication Table 1.1.0.35», «Примерчик 1.4 Rus», «Арифметика с удовольствием !!!». «Посчитай-ка!» - ...

Музыкально-дидактические игры как часть музыкального воспитания дошкольников
У детей пяти-шести лет интерес к музыке проявляется ярче. Они не только предпочитают тот или иной вид музыкальной деятельности, но избирательно относятся к различным его сторонам, например, больше любят танцевать, чем водить хороводы. Дети могут дать простейшую оценку произведению, сказать, как, на ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru