Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Формирование самоконтроля в образовательном процессе » Понятие самоконтроля

Понятие самоконтроля

Страница 2

Теоретически ценными представляются идеи об основных путях и способах формирования навыков осуществления самоконтроля, высказанные в советской и российской педагогике и психологии (Н.К. Крупская, СТ. Шацкий, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ю.К. Бабанский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Г.И. Щукина, Н.В. Кузьмина, В.Ф. Шаталов, В.А. Якунин, А.П. Тряпицына и др.)

Н.К. Крупская призывала работников просвещения «учить подрастающее поколение самостоятельно овладевать знаниями», считая самоконтроль одной из важнейших проблем, которые должна разрешить советская школа.

СТ. Щацкий подчеркивал, что учебный труд будет «живой, деятельный, переходящий от одной формы к другой, движущий, ищущий», если он необходимым образом организован, если педагогу удается затронуть «живые струнки ученика».

П.П. Блонский определяет сущность самоконтроля через связь памяти и мышления. В усвоении без проверки он видит безотчетную работу памяти. При самопроверке память работает под контролем мышления. Мышление решает вопрос о соответствии воспроизводимого оригиналу. В зависимости от развития мышления и возраста ребенка осуществляется либо сплошная проверка, либо, как более сложная, выборочная. В этом случае при проверке фиксируется главные места, места наиболее трудные для усвоения, фиксируется количество построений. Среди многих закономерностей процесса учения выделяется переход от неосознанных, неуправляемых форм деятельности к осознанным, управляемым, предусматривающим не только управление извне, но и саморегуляцию.

Эта закономерность является наиболее общей, потому что она отражает уровень личности, непосредственно влияющей на характер усвоения знаний, ускоряя, или, наоборот, замедляя переход от предшествующих этапов усвоения к последующим: от репродуктивных способов усвоения к продуктивным и, наоборот, от продуктивных к репродуктивным (происходит автоматизация усвоенных способов действия), от внешних действий с предметами, слитых с внутренними, к операциям, выполняемых в уме, к действиям с предметами, переход от наглядно-действенных способов к абстрактным, и обратно – от абстрактных к наглядно-действенных способам деятельности.

Среди закономерностей возрастного развития указывается переход от неосознанных, неуправляемых форм деятельности – к осознанным, предполагающим активность мышления и саморегуляцию.

А.С. Макаренко считал, что научить человека учиться, творчески подходить к осуществлению своей деятельности — задача трудная, поскольку надо заставить «человека мыслить, видеть, смотреть, находить, размышлять».

Создавая свою педагогическую систему, Василий Александрович Сухомлинский разработал ряд правил, соблюдение которых обеспечивает эффективное формирование самоконтроля в учебной деятельности обучающихся:

- нельзя строить процесс обучения только на заучивании;

- нельзя создавать обстановку постоянного умственного напряжения за счет частых напоминаний, выполнения практической работы сразу после объяснения сложного теоретического положения;

- нельзя в своем изложении нового материала делать буквально все совершенно понятным, нетрудным, т. к. это освобождает обучающихся от необходимости мыслить, получать радость от интеллектуальных находок, от умственного труда;

- необходимо опасаться напрасного, безрезультатного и отупляющего труда, особенно в области обучения;

- нельзя обучать человека, не организовав его самообразование и др. Как отмечал В.А. Сухомлинский, переход воспитания в саморазвитие представляет собой превращение педагогических требований в требования отдельной личности к самой себе. Эти внутренние требования выполняют функцию регуляции и организации собственной деятельности и поведения. Сам процесс превращения человека из обьекта в субьект воспитания возможен только через активную деятельность этого человека, в которой реализуются его социальные функции.

В то же время изучение современного процесса обучения показывает, что он в значительной степени является императивным. В нем единовластным хозяином называется учитель. Но задача состоит в том, чтобы все внешние требования, предъявляемые учителем, стали личными требованиями каждого ученика к самому себе.

Страницы: 1 2 3

Прочее о педагогике:

Педагогические условия усвоения знаний учащимися на уроках теоретического обучения в ПУ
Целью данного параграфа является определение педагогических условий, способствующих усвоению знаний учащимися на уроках теоретического обучения. В психолого-педагогической литературе обозначены различные факторы (целеобразование, мотивация учащихся на учебный процесс, приемы методической редукции, ...

Особенности аналитики сложных социокультурных объектов
В ряде социально-гуманитарных наук, в экономической географии и экологии ставится вопрос о разработке нового понятия о “регионе” и “региональном развитии”, отличном от привычных понятий об экономическом районе, территории, зоне влияния, экономической интеграции и политической общности стран. Склады ...

Виды проектов
Проект – это одна из технологий обучения, в том числе иностранному языку, основная на моделировании социального взаимодействия в малой группе в ходе учебного процесса. Проект от лат. “projektus” означает буквально “выброшенный вперед”. Французское слово “projet” переводится как “намерение, которое ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru