Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Формирование самоконтроля в образовательном процессе » Понятие самоконтроля

Понятие самоконтроля

Страница 3

П.Я. Гальперин выдвигает идею об усвоении знаний как о процессе интериоризации умственных действий. Процесс учения становится управляемым процессом на основе идеи упреждения усваиваемых действий ориентировкой на их нормативную структуру.

В середине 60-х годов наметился еще один подход к анализу учебной деятельности: она стала рассматриваться как специфическая форма активности субъекта, направленная на овладение социальным опытом, и, одновременно, как условие развития индивидуальных способностей. Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов связали особенности учения с решением особого рода учебных задач, содержание которых определяется как задачи, направленные на формирование научного теоретического мышления и требуют максимального самоконтроля личности обучающегося.

В 70-е годы была сформирована концепция о том, что учебно-познавательные действия обладают не только свойством саморегулируемости, но и относительной независимости и несводимости их структуры к структуре конкретных предметно-содержательных действий в виде воспринимаемых и запоминаемых образов и понятий.

Ю.К. Бабанский определил самоконтроль как умение самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруженных пробелов. По Ю.К. Бабанскому самоконтроль относится к одному из методов развивающего контроля. Контроль оказывает влияние на формирование устойчивого внимания, памяти, приемов самоконтроля.

В настоящее время изучению роли и влияния самоконтроля учащихся на учебную деятельность посвящены работы таких педагогов и психологов, как И.В. Тухман, А.К. Маркова, Т. Матис, А.Б. Орлова, А.Г. Пачина и др.

На сегодняшний день вопрос о формировании приемов самоконтроля на уроках остаётся актуальным.

В различных источниках по-разному трактуется понятие «самоконтроль».

«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и М.Ю.Шведовой:

Самоконтроль - это контроль над своими действиями и поступками.

«Психолого-педагогический словарь»:

Самоконтроль – осознание и оценка субъектом собственных действий психических процессов и состояний, предполагающие наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях.

«Большой толковый психологический словарь»:

Самоконтроль - контроль за собой; предназначается для способности контролировать импульсивность, тормозя непосредственное сиюминутные желания; его доминирующая составляющая – подавление или торможение.

«Российская педагогическая энциклопедия»:

Самоконтроль – это сознательная регуляция человеком собственных состояний, побуждений и действий на основе сопоставления их с некоторыми субъективными нормами и представлениями

Педагоги И.В. Тухман и А.Г. Пачина:

Самоконтроль – это компонент учебной деятельности или способность к самостоятельной организации и регуляции деятельности, прежде всего учебной.

На основе приведенных выше определений, можно составить следующее: самоконтроль – один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Между тем наблюдения, проведенные мною, показали, что именно навык самоконтроля наиболее слабо сформирован у учащихся.

Страницы: 1 2 3 

Прочее о педагогике:

Педагогические условия использования экранных и звуковых пособий при обучении старших дошкольников рассказыванию
Учить ребенка рассказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изме ...

Исследование существующей системы управления образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития детей
Проблемой исследования является недостаточная теоретическая и практическая изученность данной области управления образовательным процессом в ДОУ. Целью проводимого нами исследования является изучение проблемы управления образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития детей. ...

Характеристика художественных образов У. Шекспира
Произведения У. Шекспира изучаются на уроках литературы в 8 и 9 классах средней школы. В 8 классе ученики изучают «Ромео и Джульетту», в 9 – «Гамлет» и сонеты Шекспира. Трагедии Шекспира – пример «классического разрешения коллизий в романтической форме искусства» между средневековьем и новым времен ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru