Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Формирование самоконтроля в образовательном процессе » Подходы к формированию деятельности самоконтроля у младших школьников

Подходы к формированию деятельности самоконтроля у младших школьников

Страница 3

Если ребенку трудно справиться с заданием, можно помочь ему, предварительно подчеркнув в выбранном тексте слова, которые по условию необходимо будет произносить в слух.

Игра «Как сказать слово, не произнося ни звука»

Перед тобой сокращенный алфавит. В нем остались только те буквы, которые чаще всего встречаются в словах.

самоконтроль, саморегуляция

Под каждой из них написана цифра: она указывает на количество хлопков, которыми соответствующая буква станет обозначаться. Получается, что слово можно не только прочитать или произнести, но и прохлопать.

Давай попробуем. Три хлопка, пауза. Один хлопок, пауза. Два хлопка. Что мы прохлопали? Правильно: получилось слово «КОТ». Начинаем играть. Надеюсь, ты не прохлопал мои объяснения.

Попробуем прохлопать слова: «ТОК», «СОК», «КИСА».

А теперь внимательно послушай, что за слово прохлопаю я.

Примечание: можно загадать любые слова, которые можно составить

из этих букв: коса, сито и т. д. Варианты сокращенных алфавитов:

У Д Р Б М О Н

7 6 5 4 3 2 1

А Л В С Е О Т

1 2 3 4 5 6 7

Психологические особенности самоконтроля у младших школьников

Полноценная работа в учебных ситуациях требует выполнения контроля. Ребенок должен соотнести свои учебные действия и их результаты с заданными образцами, связать качество этих результатов с уровнем и полнотой выполненных учебных действий. Благодаря контролю школьник может сознательно установить зависимость между слабым или совсем плохим воспроизведением образца и недостатками собственных учебных действий. Устранение этих недостатков (путем введения новых действий или их операций, более тщательного их выполнения и т. д.) позволяет улучшить результаты усвоения и довести их до требуемых норм. Первоначально основная роль в организации контроля принадлежит учителю. Постепенно дети начинают самостоятельно соотносить результаты своих действий с образцом, находить причины возможных расхождений и устранять их, изменяя учебные действия. В этих случаях у школьников формируется самоконтроль за процессом усвоения.

Виды контроля многообразны. Особенно важны две его формы:

Контроль на основе анализа готовых результатов фактически выполненных действий;

Контроль на основе предполагаемых результатов действий, выполненных лишь в умственном плане

Необходимость контроля и приемы его осуществления вначале демонстрирует учитель. Например, первоклассник написал какую-либо букву. Учитель расчленяет ее на элементы, показывает ребенку расхождение некоторых из них с образцом («Эта часть недостаточно округлена»), соотносит расхождение с недостатками учебных действий («Здесь ты не отступил от линии, здесь пропустил точку поворота»).Аналогичная работа постоянно проводится и на других уроках. Во всех случаях учитель стремится к тому, чтобы дети овладели схемой расчленения результатов на элементы и научились соотносить эти результаты как с образцами, так и с особенностями фактического выполнения действий. Особенно важно, чтобы учитель создавал условия для изменения самой формы контроля: у детей следует формировать умение отчетливо представлять возможные результаты действий, выполняемых лишь в умственном плане (например, представление о составе морфем данного слова при выполнении анализа «в уме»). Для этого целесообразно проводить особую учебную работу, в процессе которой внешнее выполнение какого-либо действия с предметами, схемами или выполнение действий при громком словесном выражении замещается его выполнением путем тихого проговаривания (шепотом), а затем в форме проговаривания про себя (вначале развернутого, а затем все более сокращенного). Наличие у детей умственной формы выполнения действий создает предпосылки для того, чтобы и контроль осуществлялся на основе лишь предполагаемых учебных действий. В этом случае школьник видит, как возможные результаты связаны с особенностями действий, и выбирает правильные связи. Здесь сводятся к минимуму ошибки фактического выполнения заданий (школьник действует по пословице: «Семь раз примерь, один отрежь»).

Самоконтроль, по выражению Д. Б. Эльконина (1989), характеризует всю учебную деятельность как управляемый самим ребенком произвольный процесс. Как отмечал В. В. Давыдов (1972), если способность контролировать выполнение задания свидетельствует об осознанном процессе преобразования учебной задачи, то оценка «сообщает» решена она или нет.

Характер и уровень «присвоения» этих действий свидетельствует о качестве произвольных процессов ребенка и становлении рефлексивной функции. В младшем школьном возрасте в процессе учебной деятельности происходит освоение различных видов самоконтроля (итогового, пошагового, а также элементов планирующего). Завершающий логический этап этой работы – оценка выполненного действия (деятельности). От полноценности формирования вышеперечисленных учебных действий зависит развитие рефлексии.

Страницы: 1 2 3 

Прочее о педагогике:

Психофизиологические основы развития речи
Развитие речи ребенка зависит от многих факторов, в том числе и от психофизиологических. Полноценное развитие зрительного, слухового анализатора и двигательных функций ребенка оказывают благоприятное влияние на становление его речи. Изучением этих психофизиологических основ развития речи мы и займе ...

Направления социально-педагогической деятельности с одарёнными детьми младшего школьного возраста в образовательном учреждении
Наличие в общеобразовательной школе большого количества детей с высоким уровнем общих и специальных способностей предполагает комплексную работу по их развитию и поддержке. Социально-педагогическая деятельность будет способствовать развитию одарённости у детей младшего школьного возраста в условиях ...

Восприятие художественных образов школьниками на уроках литературы
Восприятие читателем-школьником литературного произведения – это сложный творческий процесс, опосредованный всем жизненным, эстетическим, читательским и эмоциональным опытом ученика. Соотнесенность процесса чтения и изучения литературы не раз отмечались и в психологии, и в методике (исследования В. ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru