Трудовое воспитание в детском доме
В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...
Воспитание базовой культуры личности
Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.
А сейчас я охарактеризую приемы, используемые на уроках для формирования уровня самоконтроля.
«Светофор»
«Светофор» - это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой – зеленая.
Формула: при опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.
Способ применения светофора зависит от типа опроса:
тип А – опрос по базовым вопросам, которые учащийся ОБЯЗАН знать назубок. И здесь красный сигнал означает «Я не знаю!». Это сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку – пусть она и не идет в журнал;
Тип Б – зеленый сигнал – «Знаю!»
Щадящий опрос
Формула: учитель проводит тренировочный опрос, сам не выслушивая ответов учеников.
Делается это так. Класс разбивается на две группы по рядам – вариантам. учитель задает вопрос. на него отвечает первая группа. При этом каждый ученик дает ответ на этот вопрос своему соседу по парте – ученику второй группы. Ученики второй группы, прослушав ответ учителя, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку или просто «+» или «-». На следующий вопрос учителя отвечают ученики второй группы, а ребята первой их прослушивают. Теперь они в роли преподавателя и после ответа учителя выставляют ученикам второй группы отметку. Таким образом, задав 10 вопросов, мы добиваемся того, что каждый ученик в классе ответит на 5 вопросов, прослушает ответы учителя на все вопросы, оценит своего товарища по 5 вопросам. Каждый ученик при такой форме опроса выступает и в роли отвечающего, и в роли контролирующего. В конце опроса ребята выставляют друг другу оценки.
Вопрос к тексту
Формула: перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов.
Иногда целесообразно оговорить их минимальное число. Например: не менее 3.
Лови ошибку!
Формула 1: Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.
Сначала ученики заранее предупреждают об этом. Иногда им можно даже подсказывать «опасные места» интонацией или жестом.
Формула 2: Ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются … . Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите для него время.
Повторение с контролем
Формула: ученики разрабатывают списки контрольных вопросов ко всей ранее изученной теме.
Возможен конкурс списков. Можно провести контрольный опрос по одному из списков и т. д.
Опрос-итог
Формула: в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока.
Например: что на уроке было главным? Что было интересным? (Следует различать главное и интересное.) Что нового узнали? Чему научились?
На один и тот же вопрос могут ответить несколько человек. Мнения, возможно, и не совпадут. Важно: учитель не должен добиваться «административными мерами», чтобы главным назвали именно то, что считает таковым он. Другое дело – он может наравне со всеми высказать и свое мнение.
«Да-нетка», или Универсальная игра для всех.
Формула: учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и др.) Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: «да», «нет», и «да и нет».
Удивляй!
Хорошо известно, что ничего так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.
Формула: учитель находит такой угол зрения, при котором даже обычное становится удивительным.
Опрос по цепочке
Прием в случае, когда предполагается развернутый, логически связанный ответ.
Формула: рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до закрепления ответа.
Игра-тренинги
Эти игры приходят на помощь в трудный момент – чтобы растворить скуку однообразия…
Схема 1. Игровая цель.
Прочее о педагогике:
Разработка факультативных занятий по математике с
использованием различных приемов
Решения задач, заданных на дом, были заранее выписаны на доске из конспекта учителя. В этих решениях имеются ошибки такого характера, которые могут допустить и сами учащиеся, например: 1) x² + 2/3х = 0 х (х + 2/3) = 0 х1 = 0; х2 = 2/3. 2) 4x² + 4х = 0 х = (4 ±√64) / 8 = (4 ± 8) / 8 ...
Культура поведения в первобытном обществе
В первобытном обществе отношения между его членами регулировались неписанными, но строго выполняемыми обычаями и традициями, которые закрепляли социальные нормы. «В условиях суровой жизни человек мог жить и трудится только коллективно. Всё, и дети тоже, в этом обществе было коллективным». В труде и ...
Разработка примерных планов-конспектов уроков по темам: выполнения проектов
и выбор темы; защита творческих проектов
В школьной программе отводиться 10 часов на проведение уроков по творческим проектам, также существует резервные 8 часов, которые можно выделить при необходимости на проекты. Но я рассмотрю 3 плана-конспекта, т. к. расписать все творческое проектирование в задаче курсовой работы не стояла. Урок 1. ...