Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Экспериментальная методика обучения учащихся на уроках черчения в профессиональном училище » Педагогические условия усвоения знаний учащимися на уроках теоретического обучения в ПУ

Педагогические условия усвоения знаний учащимися на уроках теоретического обучения в ПУ

Страница 3

Л.Б. Ительсон считает, что успешному усвоению знаний учащимися на уроках теоретического обучения способствует организация познавательной деятельности учащихся. Автор выделяет следующие основные виды способов, применяемых преподавателем для организации и направления познавательной деятельности учащихся:

1. Способы обучения, имеющие целью преимущественно организацию живого восприятия учащимися изучаемых фактов, предметов, явлений или процессов. Это различные методы, связанные с показом. К таким методам И.П. Подласый относит следующие: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся.

По мнению С.Я. Батышева средства наглядности могут выступать как самостоятельный источник новой информации. В одних случаях они являются иллюстрацией к объяснению преподавателя, в других - средством для создания у учащихся конкретных наглядных представлений об изучаемых предметов, явлениях или событиях, которые учащиеся не наблюдали. Все средства наглядности, используемые в процессе обучения общетехническим и специальным предметам, по его мнению, можно условно разделить на натуральные (инструменты, приборы, детали и узлы оборудования, образцы материалов, изделий и т.п.) и изобразительные (плакаты, модели, макеты, схемы, кино-видеофильмы, слайды, изображения на дисплее компьютера (мультимедиа и др.).

2. Способы обучения, имеющие целью преимущественно организацию мышления учащихся, формирование у них определенных понятий и суждений, осмысливание определенных фактов и закономерностей. Это - различные методы, связанные со словом. По мнению И.П. Подласого и В.А. Скакуна к ним относятся: объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция, и дискуссия.

3. Способы обучения, имеющие целью преимущественно организацию деятельности или практического опыта учащихся. Это - различные методы, связанные с упражнением. С точки зрения С.Я. Батышева все разнообразие упражнений можно свести к трем основным типам:

– репродуктивные – это задачи на выделение, понимание и выражение содержания понятого в заданном объекте (например, учащийся по рисунку (схеме) изображенного предмета должен указать назначение, название, расположение отдельных его узлов, деталей и т.п.). При этом важно так организовать познавательную деятельность учащихся, чтобы, во-первых, форма не закрывала существа изучаемого, и, во-вторых, каждое упражнение несло определенную мыслительную нагрузку.

– творческие – эти упражнения требуют от учащихся использования полученных знаний и умений в различных комбинациях. В качестве примера автор приводит решение учащимися продуктивных задач: на выбор (инструментов, приспособлений и т.п.); на сравнение и оценку (способов выполнения работ, приспособлений, процессов); на определение зависимостей (свойств, технических требований, связей между явлениями и т.п.); на объяснение различных технических явлений и процессов.

– диагностические упражнения. Основная дидактическая сущность этих упражнений - развитие «диагностических компонентов» технического мышления учащихся.

Из всего выше сказанного можно убедиться в многообразии способов обучения, но нужно обратить внимание на их грамотный подбор.

Установленные физиологией закономерности высшей нервной деятельности человека, данные психологии и обобщенный опыт обучения показывают, что описанные виды деятельности учителя и учащихся дают необходимый результат - усвоение системы знаний - не во всех случаях, а только тогда, когда при обучении соблюдаются некоторые обязательные условия усвоения. Л.Б. Ительсон выделяет главные из этих условий:

1. Представления, понятия и суждения, формируемые у учащегося, должны правильно отображать научное содержание изучаемого курса и должны быть закреплены достаточно прочно, того чтобы сохраняться длительное время. Известно, что основным средством для такого закрепления определенных связей (ассоциаций) в мозге человека служит многократное и систематическое повторение соответствующих восприятий, действий и т.д.

2. Объем и содержание фактов, понятий, суждений и связей, которые даются учащемуся за один раз, должны быть доступны для восприятия, переработки и усвоения им.

Все перечисленные закономерности можно выразить в виде нескольких общих требований, которые преподаватель должен соблюдать при обучении для того, чтобы этот процесс протекал успешно. Эти требования в дидактике называют принципами обучения или, иначе, дидактическими принципами. В психолого-педагогической литературе рассматриваются следующие принципы обучения:

1. Принцип наглядности обучения. Он требует, чтобы обучение опиралось на живое восприятие учащимися изучаемых предметов, фактов, явлений, процессов и действий.

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее о педагогике:

Дополнительное образование как система развития способностей детей
Современные подходы к дополнительному образованию детей рассматривают образовательную деятельность детского творческого объединения как системное развитие потенциальных возможностей самого ребенка: его интеллекта, способностей (общих и специальных), личностных качеств и т.д. Это предъявляет определ ...

Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование — одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. Но прежде чем использовать имеющиеся резервы, необходимо подтянуть детей до нужного уровня готовности к обучению. С ...

Теоретические основы разработки проекта системы учебных и вне учебных занятий по теме “ Literary Tour Around North region ”
В результате исследования проблемы использования проектной методики настаршей ступени обучения (10 – 11 кл.) автором данной дипломной работы был разработан и апробирован проект заключительного занятия по теме“ Literary Tour Around North region ”, проводимого в 11 классе Саумалкольского казахского с ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru