Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Экспериментальная методика обучения учащихся на уроках черчения в профессиональном училище » Особенности проектирования урока теоретического обучения

Особенности проектирования урока теоретического обучения

Страница 3

При проектировании прежде всего следует определиться со спецификой рассматриваемой проблемы (методической, дидактической, психологической, управленческой), обосновать актуальность, выявить противоречия в учебно-воспитательном процессе и поставить цели и задачи проектировочной деятельности. Все это предполагает достаточно глубокий анализ объекта проектирования.

На этапе конструирования проект детализируется до базовых компонентов объектов, в том числе до конкретных действий реальных участников педагогических процессов, находя свое воплощение в различных конструктах. И хотя в технике нет понятия конструкт, а есть конструкторская документация, тем не менее, оно введено в педагогику. Педагогический конструкт содержит конкретные данные и создает возможность представить и корректировать любой педагогический объект. К педагогическим конструктам относятся: планы и конспекты уроков, сценарии внеклассных мероприятий, графики контроля выполнения заданий, графики перемещения учащихся по рабочим местам, дидактические материалы, расписание и т. д.

По мнению В.П. Беспалько планирование урока теоретического обучения в УНПО может строиться с учетом основных составляющих педагогической технологии. Задача преподавателя сводится к определению дидактической задачи и технологии обучения для конкретных (исходных) условий проведения урока. Автор говорит о том, что дидактическая задача включает постановку цели и разработку содержания урока, т.е. указывает, для чего учить и чему учить учащихся на уроке?

В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов говорят о том, что в перспективно-тематическом плане определены основные образовательные цели всех уроков в рамках темы. При подготовке к уроку преподаватель корректирует образовательные, воспитательные и развивающие цели с учетом результатов выполнения целей предыдущих уроков и анализа реально создавшихся условий учебного процесса, т.е. если, например, учащиеся недостаточно глубоко усвоили материал прошлого урока, преподаватель может на следующем уроке еще раз вернуться к изучению пройденного учебного материала. Как отмечалось ранее, цели урока должны быть диагностичными, предельно четкими и ясными. Важно, чтобы цели урока были доведены до сознания учащихся, стали целями их учебной деятельности на уроке.

Конструирование учебных целей при формировании у учащихся профессиональных знаний является одним из наиболее важных и, вместе с тем, наименее сформированным компонентом в структуре деятельности педагогов. На уровне оперативного целеобразования преподаватель определяет цели каждого урока.

Основываясь на исследованиях Б. Блума В.В. Николаев предлагает следующую таксономию учебных целей для уроков теоретического обучения (таблица 2).

урок черчение знание обучение

Таблица 2 - Таксономия учебных целей при формировании у учащихся профессиональных знаний

Таксономия учебных целей

Характеристика учебных целей

Примерное содержание изучаемого материала

1. Знание – узнавание (различение, распознавание, соотнесение)

Учащийся распознает, различает (узнает, выделяет) отдельные факты, стороны, свойства, признаки изучаемого понятия, объекта или действия

Изучаются задачи предмета; классификация и описание назначения, общего устройства и применения машин, механизмов, приборов, инструментов; сведения об общей структуре производственного процесса, его составляющих.

2. Знание – представление

У учащихся возникает целостный образ изучаемого понятия, объекта (действия). Он воспроизводит по памяти учебный материал: термины; конкретные факты; методы и процедуры, определения понятий, правила и приемы и т.п.

То же

3. Знание – понимание

Учащийся достаточно глубоко понимает изучаемый материал (существенные признаки понятия, объекты, явления), может объяснить, интерпретировать изученный учебный материал, обосновать ответ, привести собственные примеры

Изучаются: вопросы общей технологии производства; свойства и способы получения материалов; технико-экономические показатели различных видов и способов технологического процесса; обоснование конструкций оборудования, инструментов, приспособлений, процессов, явлений, функций и т.д.

4. Применение знаний

Учащийся применяет на практике полученные им теоретические знания (понятия): решает задачи с использованием усвоенных законов, правил, предписаний, умеет увязать изучаемый материал с жизнью, с производственной практикой

Изучаются: планирование технологических процессов; расчет режимов обработки, наладки оборудования; способы разборки, сборки, диагностики неисправностей, ремонта, наладки, испытаний; правила управления и обслуживания, контроля, регулировки и т.д.

5. Мышление – анализ

Учащийся может разложить учебный материал на составляющие, на основе различных признаков выделить его структурные компоненты; видит ошибки и упущения в логике рассуждения, проводит различия между фактами и следствиями

Изучаются: узловые, ведущие вопросы учебного материала; закономерности явлений, процессов и их сущность; принципы устройства и работы машин, механизмов, приборов, инструментов, особенности их устройства и работы; теоретические основы технологических процессов и их сущность; принципиальные, кинематические, монтажные схемы; причины неисправностей различных технических устройств и способы их устранения

6. Мышление – синтез

Учащийся умеет комбинировать элементы учебного материала, чтобы получить целое; определить место каждого учебного элемента в общей системе знаний, предлагает план проведения диагностики, эксперимента, использует знания из разных областей для решения производственных задач

То же

7. Мышление – оценка

Учащийся умеет оценивать значение того или иного учебного материала исходя из внутренних и внешних критериев качества

Изучаются: достоинства и недостатки изучаемых технических объектов, технологических процессов на основе всех предшествующих уровней знаний, принципов конструирования и построения технологических процессов

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Прочее о педагогике:

Яснополянская школа Л.Н.Толстого
В теоретическом наследии и практическом педагогическом опыте прошлого школа, открытая Л.Н. Толстым для крестьянских детей Ясной Поляны, занимает особое место. В этой школе закладывались основы «педагогики ненасилия». Не случайно педагогические взгляды Л.Н. Толстого и его педагогический опыт оказали ...

Этапы обучения русскому языку в коррекционной школе
Обучение русскому языку во вспомогательной школе можно условно разделить на три этапа. Первый этап ограничен первым годом обучения, что обусловлено психологическими особенностями умственно отсталых детей. Эти особенности определяют также специфику задач обучения, отбор материала и методов преподава ...

Правовая культура и предупреждение правонарушений в детской среде
Задачи правового воспитания заключаются в том, чтобы довести до сознания учеников требования правовых норм, до­биться того, чтобы эти требования приобрели для них личност­ный смысл, получили внутреннюю санкцию, стали руководством в повседневном поведении. Динамику личностной деформации можно предст ...

Главное меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru