Трудовое воспитание в детском доме
В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...
Воспитание базовой культуры личности
Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.
- учет экономического, эргономического, гигиенического, экологического факторов и требований безопасности.
И.П. Подласый говорит о том, что в комплекс средств обучения входят плакаты, стенды, модели, натуральные объекты, ТСО (в том числе и современные мультимедийные проекторы на базе компьютера), различные дидактические материалы. Наиболее широко при изучении технических дисциплин используются чертежи, схемы, таблицы, графики, диаграммы, учебные алгоритмы, инструкционные и технологические карты и т. п. Все они являются формами наглядного представления технического знания, так как несут в себе конкретную информацию об изучаемых объектах, явлениях и процессах. Так, например, принципиальная схема любого станка для обработки металлов дает четкое представление о процессе формообразования детали. Кинематическая схема позволяет «увидеть» все механизмы и детали станка, участвующие в передаче и преобразовании движений.
Преподаватель систематизирует по урокам имеющиеся в его арсенале материально-технические и дидактические средства обучения. К ним относятся:
- реальные объекты
- изображение объектов: модели, макеты, таблицы, плакаты, фотографии, кодограммы, диапозитивы, звуковые записи, кинофильмы, видеофильмы и т.д.;
- описание предметов и явлений: справочники, пособия, материалы для программированного обучения, технологическая документация;
- технические средства обучения: информационные (киноаппараты, проекторы на базе компьютера, магнитофоны, видеомагнитофоны и т.д.), контролирующие (матрицы, перфокарты, машины для программированного контроля, шаблоны, измерительный инструмент и т.д.), тренажеры;
- специальные средства для научной организации учебного процесса и управления им: логические схемы содержания учебного материала, технические средства управления и т. д.
В результате оперативной подготовки преподавателя к занятиям составляется план урока. В.В. Николаев приводит примерный алгоритм построения плана урока.
Алгоритм построения плана урока
Тема урока.
1. Цели урока
2. Учебно-материальное оснащение урока:
Ход урока
I. Организационная часть (3 мин).
II. Подготовка к изучению нового материала (15 мин).
1. Коллективный разбор выполнения домашнего задания
2. Опрос на оценку:
3. Работа учащихся с карточками-заданиями К-1 и К-2 (параллельно с опросом).
4. Сообщение темы и целей урока.
III. Объяснение нового учебного материала (30 мин).
Вопросы к учащимся:
IV. Закрепление нового материала (7 мин).
V. Самостоятельная работа (33 мин).
VI. Подведение итогов (2 мин).
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что проектирование урока – это завершающая стадия подготовки урока, и заканчивается она созданием программы управления познавательной деятельностью учащихся. Программа управления представляет собой документ, в котором педагог фиксирует важные для него моменты управления процессом.
Нами были подробно изучены этапы проектирования:
Педагогическое моделирование – на этом этапе происходит разработка обобщенного образца, модели как общей идеи создания нового педагогического объекта, и намечаются основные пути ее достижения.
Педагогическое проектирование – на данном этапе создается проект, т. е. осуществляется конкретизация разработанной модели для определенных педагогических условий, здесь возникает возможность ее практического применения.
Педагогическое конструирование – на этом этапе проект детализируется до базовых компонентов объектов, в том числе до конкретных действий реальных участников педагогических процессов, находя свое воплощение в различных конструктах.
Педагогическое конструирование включает в себя:
– конструирование учебных целей;
– конструирование содержания;
– конструирование методов;
Прочее о педагогике:
Проверочная работа на знание номенклатуры
Самостоятельная работа (контролирующая) контроль знание учащийся Почему Волга разливается весной, а Амур – летом? (Волга имеет смешанное питание с преобладанием снегового, а Амур – дождевое, питание – муссонными дождями). Назовите самую полноводную реку России. (Енисей). Чем отличается половодье от ...
Сущность метода моделирования и его использование при систематизации знаний
Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.) Метод моделирования, разработанный Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым, заключает ...
Описание опыта апробации идей русской школы в учебных заведениях РФ
Апробация обсуждаемой идеи была проведена Лебедевой О.В. в фабричной школе Лузского района Кировской области на старших и средних классах в начале 90-х гг. Ею был разработан цикл внеклассных мероприятий, целью которого является формирование у подростков национального достоинства, уважения к русском ...