Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Система эстетического воспитания в школе » Сущность и содержание эстетического воспитания

Сущность и содержание эстетического воспитания

Страница 1

Для раскрытия понятия эстетического воспитания необходимо определить, что такое эстетика. Слово «эстетика» происходит от греческого aisthesis, что в переводе на русский язык означает «ощущение», «чувство». Эстетика – наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты [1, c.451-452]. Эстетика зародилась около 2,5 тысяч тел назад, в эпоху рабовладельческого строя в Египте, Вавилоне, Индии и Китае. Большое развитие получила в античной Греции и в Древнем Риме. Проблематика и задачи эстетики определяются главным образом тем, что её специфический предмет – эстетическое освоение человеком мира – состоит из трёх неразрывно связанных между собой сторон:

· эстетического в объективной действительности;

· субъективно-эстетического (эстетическое сознание);

· искусства (как своеобразного единства субъективно-эстетического и объективно-эстетического).

Эстетика изучает сущность, закономерности и конкретные проявления всех этих сторон в их диалектическом единстве. Эстетика стремится к глубокому научному анализу и обобщению эстетических процессов современной эпохи, активному участию в решении задачи формирования всесторонне развитой, гармонической личности современного общества. Эстетика как наука вооружает педагогику пониманием сущности прекрасного и закономерностях его проявления. Различают две главные категории эстетики – прекрасное и безобразное. Прекрасное – это категория эстетики, в которой находят отражение и оценку явления действительности и произведения искусства, доставляющие человеку чувства эстетического наслаждения, воплощающие в предметно-чувственной форме свободу и полноту созидательных и познавательных сил и способностей человека во всех областях общественной жизни: трудовой, социально-политической, духовной. Прекрасное – это основная положительная форма эстетического освоения действительности. В ней находит своё непосредственное выражение эстетический идеал – социально обусловленное представление о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве.

Он является ядром эстетического сознания.

Поскольку прекрасное формируется в борьбе с силами, враждебными свободе и человеческому прогрессу, в борьбе с безобразным и низменным, оно может утверждаться в жизни и через трагические обстоятельства, носить трагический характер. Оно оказывает влияние не только на формирование эстетического познания и идеалов учащихся, но и на формирование нравственных чувств, взглядов и убеждений, а в конечном итоге на формирование личности человека. Обобщённое выражение прекрасного находит в произведениях искусства, художественных образах. Прекрасное в жизни и искусстве, доставляя духовную радость и наслаждение, приобретает огромную познавательную и воспитательную роль в обществе. Категория прекрасного имеет 2 критерия:

· соответствие содержания и формы;

· гармоничное соотношение всех сторон предметов и явлений в конкретных условиях.

С понятием эстетики тесно связаны понятия «эмоции» и «чувства». Слово «эмоции» в переводе с греческого языка означает «душевные переживания», «волнения». Эмоции – это субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющихся в виде удовольствия или неудовольствия, радости и страха и т.д. Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа определяют биологическую важность состояний организма и внешних воздействий. Простейшая форма эмоций – это так называемый эмоциональный тон ощущений (врождённые гедонические переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (вкусовые, температурные, болевые)). Эмоции бывают положительными (восхищение, радость) и отрицательными (негодование, грусть). Отрицательные эмоции, как правило, вызваны предметами, поступками, характеризующимися категорией безобразного. В нём находит своё отражение отрицательное отношение человека к явлениям действительности, сущность которых противоположна прекрасному. Безобразное – эстетическая категория, характеризующая явления действительности, сущность которых противоположна прекрасному. В безобразном находит своё отражение отрицательное отношение человека к этим явлениям. В противоположность прекрасному, безобразное в общественных отношениях проявляется, во враждебности социальных условий свободному проявлению и расцвету жизненных сил человека, в ограниченном, уродливо-одностороннем развитии их, распаде эстетического идеала. В безобразном человеческая сущность противоречит самой себе, выступает в искажённом, бесчеловечном виде. Отрицательные эмоции стимулируют активность, направленную на избегание вредных воздействий.

Обобщая понятие «эмоции», К.Д. Ушинский характеризовал их следующим образом: «Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши Чувствования; в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей, её строя". Но эмоции первичны, так как они биологического происхождения, высшим продуктом их развития у человека становятся чувства.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Развитие творческого воображения в рамках программы Л. А. Венгера «Развитие»
Для рассмотрения мы выбрали именно эту программу развития и воспитания дошкольников, т.к. она является комплексной программой развития дошкольников. Цель ее - развитие умственных и художественных способностей ребенка, т.е. развитие творческой личности. В ней широко используется раздел - развитие во ...

Культура поведения в рабовладельческом обществе
В рабовладельческом обществе воспитание становится функцией государства. Начинают создаваться специальные учебно-воспитательные учреждения. Например, определенная система воспитания сложилась в Древней Греции, в Спарте, в Афинах. Спартанское воспитание. Это словосочетание стало синонимом жесткого, ...

Этапы и уровни развития коллектива
Коллектив как специально организованное объединение учащихся формируется не сразу. Ни одно объединение людей изначально не проявляет существенных признаков, которые характеризуют коллектив. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов. Этапы развития коллектива, где требов ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru