Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Система эстетического воспитания в школе » Сущность и содержание эстетического воспитания

Сущность и содержание эстетического воспитания

Страница 2

Чувства – устойчивые эмоциональные отношения к окружающей действительности. Чувства осознаются, мотивируются и могут управляться человеком. Чувства – особая форма отражения действительности, они отражают отношение людей друг к другу, а также к объективному миру. Чувства занимают существенное место в регуляции деятельности людей. Они могут быть активными (стеническими), имеющими положительный эмоциональный тон – удовольствие (радость), и пассивными (астеническими), имеющими отрицательный эмоциональный тон – неудовольствие (печаль). Стенические чувства повышают жизнедеятельность человека, астенические – понижают её. Среди чувств выделяются их специфические виды – настроение, аффект, страсть. Настроение – длительное эмоциональное состояние, которое придаёт определённый эмоциональный тон, окраску всем другим переживаниям, а так же мыслям и действиям человека. Аффект – в отличие от настроения, короткие, бурно протекающие эмоциональные переживания – ярость, ужас. Страсть – сильное, глубокое чувство, захватывающее человека надолго. Особую группу чувств составляют высшие чувства – нравственные, интеллектуальные и эстетические (например, чувство прекрасного).

Эстетические чувства – это особое эмоциональное состояние, возникающее в процессе эстетического восприятия явлений действительности. Эстетические чувства представляют собой специфическое переживание, вызываемое этим восприятием, и выступают как чувства прекрасного или возвышенного, трагического или комического. Эстетическое отношение человека не исчерпывается эстетическими чувствами, но не существует без них, будучи идейно-эмоциональным отношением. Эстетические чувства – продукт исторического развития человечества. Они отражают уровень эстетического сознания общества. Эстетические чувства являются действенным средством эстетического воспитания, они призваны служить источником радости и вдохновения для людей.

Эстетическое воспитание – это воспитание способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности. Оно предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, обеспечивающих удовлетворение от того, что является действительно эстетически ценным. Одновременно с этим эстетическое воспитание формирует у школьников стремление, готовность и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а так же посильно проявлять себя в искусстве. Эстетическое воспитание – это организация человеческих чувств, духовного роста личности, регулятор и корректив поведения. Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующие специальные способности и развивающее дарования в определённых его видах – изобразительном, музыкальном, вокальном, хореографическом, театральном, декоративно-прикладном. Главными задачами эстетического воспитания являются подготовка человека к восприятию прекрасного в искусстве, литературе, в жизни, наслаждению им, правильная его оценка. Эстетическое воспитание включает в себя две взаимосвязанные стороны: внешнюю — это задачи, содержание, средства и методы эстетического воспитания — и внутреннюю — творчески преобразующую деятельность ребенка, который под руководством педагога постепенно приобщается к прекрасному, формирующую эстетическую культуру личности.

Важным компонентом эстетической культуры следует считать эстетический вкус, позволяющий человеку отличать настоящую красоту от ложной. Показателем эстетического отношения человека к миру служат эстетические интересы и потребности, а также эстетические способности. Уровень развития эстетической культуры учащихся, как показывает ее изучение, не однороден. Школьники в состоянии видеть и достаточно глубоко переживать прекрасное в природе, искусстве, учении и труде. Они чутки ко всему возвышенному, героическому. Но у них мало знаний по теории искусства и художественного творчества. Обнаруживаются и возрастные различия в развитии эстетической культуры: обычно подростки проявляют повышенный интерес к искусству и красоте природы, старших школьников больше интересует эстетика поведения, отношений, внешнего облика человека и его внутреннего мира. Неравномерность в уровне развития эстетической культуры учащихся можно решить путем целенаправленного эстетического восприятия.

«Чувство изящного, – писал В.Г. Белинский, – есть условие человеческого достоинства. Без него, без этого чувства, нет гения, нет таланта, нет ума, остаётся один пошлый «здравый смысл», необходимый для домашнего обихода жизни, для мелких расчетов эгоизма.

…кто не полюбил стихов смолоду, кто видит в драме только театральную пьесу, а в романе – сказку, годную для занятия от скуки, – тот не человек… Эстетическое чувство есть основа добра, основа нравственности».

Эстетическое сознание – это совокупность идей, теорий, взглядов, идеалов, вкусов и суждений человека, выражающая его эстетическое отношение к действительности и искусству.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Моделирование рассказа о природе как один из способов применения метода моделирования в процессе ознакомления с окружающим миром
В беседах о природе педагог широко использует не только пейзажные картины, но и различные предметные и сюжетные дидактические картины-модели, изображающие животных, растения, труд людей. Такие картины, написанные специально для облегчения процесса обучения, помогают расширить знания детей о мире пр ...

Самоопределение учащихся
В мире профессий тысяча. И все они почетны, значимы и очень нужны. Профессия помогает человеку не только жить, то есть получать заработную плату, но для многих это становится смыслом жизни, помогает раскрыть способность, укрепить характер, стать достойным человеком. Профессия необходима человеку та ...

Ценностное отношение к родине как компонент содержания начального образования
Накопление опыта ценностного отношения к Родине представляет собой важную задачу современного начального образования. С 1989 года учебные планы стали включать национально-региональный компонент содержания образования. Отсюда и две составляющие содержания в структуре учебного плана: инвариантная час ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru