Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Система эстетического воспитания в школе » Сущность и содержание эстетического воспитания

Сущность и содержание эстетического воспитания

Страница 3

Важнейшим элементом эстетического сознания является художественно-эстетическое восприятие. Восприятие – это исходный этап общения с искусством и красотой действительности, от полноты которого зависят сила и глубина эстетических переживаний, формирование художественно-эстетических идеалов и вкусов. Художественно-эстетическое восприятие человека проявляется в способности видеть в явлениях действительности и искусства процессы, качества, пробуждающие эстетические чувства. Целенаправленное формирование эстетического восприятия у школьников требует развития у них способности тонкого различения формы, цвета, музыкального слуха, умения различать оттенки звука, стили, тональности, мыслить художественными образами. Культура эстетического восприятия способствует развитию эстетического чувства. Важнейший компонент эстетического восприятия – эмоциональность. Воспринимая высокохудожественные произведения искусства, ярко отражающие действительность, учащиеся чувствуют радость или гнев, тревогу или надежду. Эти чувства вызывают желание жить по законам прекрасного.

Под влиянием культуры эстетического восприятия развивается эстетическое чувство – субъективное эмоциональное состояние, вызванное оценочным отношением человека к произведению искусства или явлению действительности. Эстетические чувства вместе с полным осмыслением эстетического события образуют эстетические переживания: состояния просветления, потрясения, страдания и т.д. Эстетические переживания способствуют возникновению и развитию духовно-эстетических потребностей. Эстетическая потребность – устойчивая нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, в переживании духовно-эстетических состояний. Эстетическое чувство школьников вызывают такие элементы труда, как ритм, темп, симметрия, пропорция, гармония. Правильно организованный труд всегда сопровождается чувством удовлетворения и даже наслаждения. Эстетическое начало имеют материалы, чертежи и орудия труда (техническая эстетика).

Эстетическое сознание и эстетические чувства порождают художественно-эстетический вкус. Художественный вкус – это способность увидеть, понять прекрасное, правильно оценить произведение искусства. Необходимо научить школьников чувствовать красоту и гармонию искусства, отличать подлинное произведение от пошлого и низкого, а также стремление к повышению культуры поведения учащихся.

Эстетическое суждение формируется на основе художественно-эстетического вкуса. Эстетическое суждение – это способность доказательно, аргументировано эстетические явления в жизни, природе, искусстве.

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное и безобразное в искусстве и жизни, жить и творить «по законам красоты». Центром системы эстетического воспитания является воздействие средствами искусства, и на этой основе осуществляется художественное воспитание – целенаправленный процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать искусство, создавать самому художественные ценности. Эстетическое воспитание основывается на природных возможностях эстетического развития человека. Однако эти потенциальные возможности превращаются в реальные способности только благодаря воспитанию. Можно иметь безукоризненный слух и не слышать музыку Бетховена, иметь острое зрение и не видеть шедевра изобразительного искусства или красоту родной природы. Художественное образование – процесс освоения совокупности искусствоведческих знаний, умений и навыков, формирования у них краеведческих установок отношения к искусству. Эстетическое воспитание представляет собой систему педагогической деятельности, которая своевременно и достаточно полно использует все объективные и субъективные возможности развития школьников. Данная система включает в себя: учебную деятельность учащихся, внеклассную и внешкольную работу, деятельность в общественных организациях, эстетическое воспитание в семье и соответствующее самовоспитание школьников. Внутри каждого из этих элементов используются специфические формы и методы педагогической работы. Методами эстетического воспитания являются: разъяснение, анализ произведений искусства, предметов и явлений, решение эстетических задач (определение жанра искусства и др.), упражнения в искусстве (слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, рисование и др.), положительный пример и поощрение. Формы эстетического воспитания — это беседы и лекции на эстетические темы, кинолектории, вечера поэзии, встречи за круглым столом, дискотеки. Проникая мыслью в сущность познаваемых предметов, процессов и явлений, учащийся вместе с тем воспринимает присущие им эстетические свойства. Содержание эстетического воспитания должно охватывать изучение различных жанров искусства: литературы, музыки, изобразительного искусства - и приобщение учащихся к ним. Так как искусство – это в первую очередь художественное изображение окружающей нас действительности, то эстетическое воспитание должно направляться на формирование у учащихся общественных взглядов и убеждений, общечеловеческих ценностей и нравственности, культуры поведения.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Понятие и сущность внеклассной работы
В связи с постоянно изменяющимися требованиями к организации учебно-воспитательного процесса в школе и качеству обучения учащихся школа должна ставить перед собой и решать все новые и новые задачи. Основной задачей школы является постоянное повышение качества обучения, трудового и нравственного вос ...

Музыкальное воспитание
Каждый ребёнок рождается с определенными задатками и склонностями. Неодинаковы также объективные и субъективные возможности их развития. Но все заложенное в детях должно быть выявлено и взращено. Только тогда природные данные смогут обнаружить себя в способностях, в тяготении к тому или иному делу ...

Методы и средства воспитания культуры поведения
В работе над выбором темы по воспитанию культуры поведения педагог замечает, что некоторые правила повторяются. Это закономерно. Учитель всегда имеет в виду конкретную ситуацию. Но ситуации меняются, и ребенок должен действовать и применять одно и то же правило в разных условиях. Для него это не вс ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru