Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Система эстетического воспитания в школе » Осуществление эстетического воспитания средствами учебных предметов

Осуществление эстетического воспитания средствами учебных предметов

Страница 1

Система художественно-эстетического воспитания школьников реализуется в учебно-воспитательном процессе, осуществляемом на уроках и во внеурочное время. Школа была и остается центральным звеном в эстетическом воспитании детей. Педагогически правильно организованная информация, сочетаемая с творческой самодеятельностью детей, определяет формирование художественного вкуса и оценок учащихся. Школа должна вести целеустремленную работу по формированию художественного вкуса учащихся до последних дней их обучения. Прекращение этой работы приводит к нестойкости вкусов и понижает способность учащихся правильно подходить к оценке произведений искусства. Однако школа выполнит свои функции при условии, если эстетическое воспитание будет проводиться в определенной системе. В понятие система эстетического воспитания входит единство цели, содержания, принципов, организационных форм, методов, обеспечивающих формирование личности.

Все программы, по которым в настоящее время осуществляется учебно-воспитательная деятельность в общеобразовательных учреждениях, большую роль отводят эстетическому развитию своих учащихся. Учебный план общеобразовательной школы включает дисциплины художественного цикла – литературу, музыку, изобразительное искусство. Все учебные предметы вместе с передачей основ наук решают задачи эстетического воспитания и вносят вклад в развитие эстетического сознания в той или иной мере. Но следует отметить важность предметов художественного цикла (а именно литературы, изобразительного искусства, музыки, мировой художественной культуры) и их огромное влияние на сознание и чувства школьников. Самой целью этих предметов является обогащение внутреннего мира школьников, знакомство с величайшими произведениями искусства, формирование эстетических чувств, а также развитие задатков и способностей школьников, поэтому художественное воспитание легче всего осуществлять в процессе изложения материала данных предметов.

Гораздо тяжелее учителю осуществлять эстетическое воспитание на уроках естественного цикла, например, на уроках математики, химии или биологии, но даже не только вполне возможно, а даже крайне необходимо. Предметы этого цикла помогают раскрыть перед детьми красоту природы, воспитать стремление охранять и сохранять ее. В математике, например, нередко говорят: «Красивое, изящное решение или доказательство», понимая под этим их простоту, в основе которой лежит высшая целесообразность, гармония.

В процессе исследования мы ознакомились с опытом работы в данном направлении Голик Ларисы Анатольевны, учителя английского языка первой категории Гимназии №1 имени Я. Купалы г. Мозыря. Мы изучили материалы занятий и посетили несколько уроков для того, чтобы определить, каким образом эстетическое воспитание можно осуществлять на уроках иностранного языка.

В программу английского языка входит определенное количество тем, непосредственно связанных с эстетическим воспитанием. Так, в 11 классе с углубленным изучением английского языка изучается тема «Painting» («Живопись»), где обязательным является знакомство с живописью Великобритании и США, изучается деятельность самых выдающихся живописцев (см. приложение 2). Это значит, что на этих уроках школьники не только усвоят необходимую лексику, но и познакомятся с произведениями искусства, получат базовые знания техники живописи и попробуют оценить полотна, а также высказать свою точку зрения и поделиться чувствами, вызываемыми этими произведениями. Важно обеспечить непосредственное ознакомление учащихся с выдающимися произведениями зарубежного изобразительного искусства и архитектуры, научить понимать выразительный язык художника, неразрывную связь содержания и художественной формы, воспитать эмоционально-эстетическое отношение к произведениям искусства.

В теме «Books» («Книги») дети знакомятся с самыми известными книгами, делятся своими впечатлениями, говорят о своих любимых книгах, авторах, художественных стилях, что позволяет выявить их эстетические потребности и при необходимости откорректировать их. На одном из уроков дети читают незаконченный рассказ; после прочтения им предлагается закончить его самостоятельно дома, что дает возможность проявить творческий потенциал в художественной литературе. Это задание направлено на выявление и развитие творческих способностей в области литературы. Так же в процессе формирования эстетической культуры важная роль принадлежит теме «Nature» («Природа»), во время прохождения которой можно проводить различные экскурсии на такие темы как «The beauty of motherland» («Красота родного края»), Flowers of our town («Цветы нашего города»), A bunch of autumn («Осенний букет»). Во время экскурсий и прогулок на природе у учащихся обостряется эстетическое видение ее красоты, развиваются воссоздающее воображение и образное мышление.

В 10 классе в программу английского языка входит тема «Theatre» («Театр»), которая обычно очень нравится школьникам. В конце данной темы школьникам предлагается самим организовать проект-постановку, а именно поставить самостоятельно какую-нибудь пьесу, спектакль. При этом учитель может помогать, например, в выборе произведения. Это творческое задание – своеобразная тренировка литературных способностей, способ выявления актерских задатков. Здесь можно сказать, что некоторые классы подходят к этому заданию не формально, а действительно творчески, пытаясь импровизировать или трактовать спектакль на свой манер (например, адаптировать пьесу к нынешним реалиям, сохранив лишь основной смысл и идею произведения).

Страницы: 1 2

Прочее о педагогике:

Характеристика средств физического воспитания
К средствам физического воспитания относятся гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. На физическое развитие человека оказывают также влияние разнообразные движения, входящие в различные виды деятельности (труд, лепка, рисование, одевание и др.), безусловные рефлексы ...

Схоластика
В XII—XIII веках в Западной Европе расширяются экономические связи между странами, ослабляется феодальная замкнутость, растут города, где развиваются ремесла и торговля. Крепнут элементы светской культуры. Возникают и распространяются ереси. Религиозные догмы, которые раньше принимались на веру, те ...

Классификация педагогических технологий
В педагогической науке существуют различные классификации педагогических технологий. Рассмотрим наиболее известные классификации Селевко Г.К., Беспалько В.П. и Фоменко В.Т. Г.К. Селевко систематизировал наиболее известные в педагогической науке и практике технологии и дал описание классификационных ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru