Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Процесс развития идеи русской национальной школы в отечественной педагогике второй половины XIX–нач. XX в » Исторические предпосылки возникновения и особенности идеи русской школы в XIX в

Исторические предпосылки возникновения и особенности идеи русской школы в XIX в

Страница 1

На проявление патриотизма в России и формирование национального направления образования в XIXв повлияла европеизация общества в период правления Петра I. Всякий человек, поддерживающий его преобразования, должен был стать западником, а западничество считалось одним из проявлений патриотизма. Однако вместо синтеза отечественной и западной культур, их взаимообогащения, произошло отторжение отечественной культуры. Среди русских людей стали появляться такие, которые испытывали пренебрежение к родной стране, презрение к своей культуре. Это явление стало причиной того, что в последующую эпоху передовая педагогическая мысль пропагандировала идеи создания самобытной национальной школы, подготовки национальных кадров.

М.В. Ломоносов, который впервые высказал идею о создании национальной демократической культуры и науки в России, а также выступал за просвещение народа, явился провозвестником формирования нового направления в образовании XIXв. Основными принципами, которые лежали в основе педагогической теории Ломоносова, и которые затем определили развитие общенационального направления образования, стали: народность, гуманизм, демократизм, высокая нравственность человека, практицизм.

Центральной идеей в развитии общенационального направления образования XIXв. стала идея народности. Сам термин «Народность» впервые был предложен С.С. Уваровым в 1833г в связи с идеологией «Православие, самодержавие, народность», основные принципы которой были им изложены при вступлении в должность министра народного просвещения в своем докладе Николаю I «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения». Согласно этой теории, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность же понималась как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние.

В литературе идея народности впервые была освещена В.Г. Белинским. Он сделал педагогические выводы о необходимости воспитания детей в духе любви к своей родине. В творчестве Пушкина, Крылова, Гоголя и других великих писателей России педагог видел яркое проявление русской народности и благородного патриотизма. Он призывал формировать у детей положительные качества, присущие русскому народу, — смелость, находчивость, стойкость духа, трудолюбие.

Одним из важных условий перестройки системы воспитания согласно идее народности педагоги считали исследование национальных особенностей русского народа, учет его потребностей и нужд в данный период времени. Идея народности подразумевала опору на чувства человека прежде всего, а не на рассудок. «Чувства предшествуют знанию, кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал её». К.Д. Ушинский под народным воспитанием понимает такое воспитание, которое создано самим народом и основано на народных началах. История народа, его характер и особенности, культура, географические и природные условия определяют направленность воспитания со своими ценностями и идеалами. К. Д. Ушинский считал идею народности одной из основ общественного воспитания. Он видел самую её сущность в любви к Отечеству. «…Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» Ушинский доказывал, что подрастающие поколения необходимо воспитывать, опираясь на народный идеал, который меняется с течением времени. К основам воспитания Ушинский также относил науку и христианство. Истины науки рассматривались как средство воспитания гражданского сознания человека. Познания в области психологии, истории, естественных законов считались необходимыми для развития общественной жизни. Христианство, по мнению Д.К. Ушинского, является идеалом совершенства. Оно обозначало высшую цель любого воспитания: служение идее истины и добра, идее цивилизации, государства и народа.

«Приоритетная роль в воспитании личности человека и гражданина принадлежала патриотическому, нравственному и правовому воспитанию, которые рассматривались во взаимосвязи и взаимообуславливали друг друга».

Забегая вперед, скажем, что В.Н. Сорока-Росинский, который во многом разделял взгляды К.Д. Ушинского, принимает идею народности в двух значениях: 1) как «определенная национальная индивидуальность, … как личность со своей своеобразной физиономией»; 2) «нация», «народ» понимаются им как идея. Цель жизни народа он видит в его развитии, в реализации его возможностей, скрытых творческих сил. Поскольку истинным желанием и стремлением русского народа было освобождение от крепостнической зависимости, то идея народности приобретала антикрепостническую направленность. По мнению В. Н. Сорока-Росинского и других педагогов возникновение этой идеи также было вызвано процессом демократизации общества, который привел к широкому разрыву двух классов – интеллигенции и народа. Культура этих классов различалась скорее по качеству, чем по количеству; «возможно, у нас имеется, в сущности говоря, два народа, воспитанных на разных культурах, имевших разную историю, … разных по привычкам и идеалам». Демократизация общества привела к процессу деклассирования, потере корней частью населения. Решение этой проблемы В. Н. Сорока-Росинский возлагал на школу, в основе которой лежит идея народности.

Страницы: 1 2 3

Прочее о педагогике:

Воспитательные функции специалиста физического воспитания н требования к его личности
Как и любой педагог, учитель физической культуры, преподаватель физического воспитания, тренер инструктор, методист призваны решать широкий круг задач по всестороннему гармоническому развитию личности воспитываемых. Воспитательные функции специалиста физического воспитания, следовательно, далеко не ...

Компьютерное моделирование как средство художественного проектирования изделий
Выполняя построение графических форм, появляется возможность оценить всю простоту манипулирования фрагментами изображения с помощью компьютера. Более серьезные возможности для творчества, поиска композиционных решений и моделирования предоставляют профессиональные графические системы CorelDRAW и Au ...

Применение предметно-схематических моделей, их возможности в ознакомлении с окружающим миром
Работа воспитателя по ознакомлению с природой детей старшего дошкольного возраста направлена в основном на углубление полученных ими ранее знаний, на формирование более полных и точных представлений о сезонных изменениях в природе, на уяснение некоторых новых, неизвестных детям связей и закономерно ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru