Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Процесс развития идеи русской национальной школы в отечественной педагогике второй половины XIX–нач. XX в » Исторические предпосылки возникновения и особенности идеи русской школы в XIX в

Исторические предпосылки возникновения и особенности идеи русской школы в XIX в

Страница 1

На проявление патриотизма в России и формирование национального направления образования в XIXв повлияла европеизация общества в период правления Петра I. Всякий человек, поддерживающий его преобразования, должен был стать западником, а западничество считалось одним из проявлений патриотизма. Однако вместо синтеза отечественной и западной культур, их взаимообогащения, произошло отторжение отечественной культуры. Среди русских людей стали появляться такие, которые испытывали пренебрежение к родной стране, презрение к своей культуре. Это явление стало причиной того, что в последующую эпоху передовая педагогическая мысль пропагандировала идеи создания самобытной национальной школы, подготовки национальных кадров.

М.В. Ломоносов, который впервые высказал идею о создании национальной демократической культуры и науки в России, а также выступал за просвещение народа, явился провозвестником формирования нового направления в образовании XIXв. Основными принципами, которые лежали в основе педагогической теории Ломоносова, и которые затем определили развитие общенационального направления образования, стали: народность, гуманизм, демократизм, высокая нравственность человека, практицизм.

Центральной идеей в развитии общенационального направления образования XIXв. стала идея народности. Сам термин «Народность» впервые был предложен С.С. Уваровым в 1833г в связи с идеологией «Православие, самодержавие, народность», основные принципы которой были им изложены при вступлении в должность министра народного просвещения в своем докладе Николаю I «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения». Согласно этой теории, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность же понималась как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние.

В литературе идея народности впервые была освещена В.Г. Белинским. Он сделал педагогические выводы о необходимости воспитания детей в духе любви к своей родине. В творчестве Пушкина, Крылова, Гоголя и других великих писателей России педагог видел яркое проявление русской народности и благородного патриотизма. Он призывал формировать у детей положительные качества, присущие русскому народу, — смелость, находчивость, стойкость духа, трудолюбие.

Одним из важных условий перестройки системы воспитания согласно идее народности педагоги считали исследование национальных особенностей русского народа, учет его потребностей и нужд в данный период времени. Идея народности подразумевала опору на чувства человека прежде всего, а не на рассудок. «Чувства предшествуют знанию, кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал её». К.Д. Ушинский под народным воспитанием понимает такое воспитание, которое создано самим народом и основано на народных началах. История народа, его характер и особенности, культура, географические и природные условия определяют направленность воспитания со своими ценностями и идеалами. К. Д. Ушинский считал идею народности одной из основ общественного воспитания. Он видел самую её сущность в любви к Отечеству. «…Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» Ушинский доказывал, что подрастающие поколения необходимо воспитывать, опираясь на народный идеал, который меняется с течением времени. К основам воспитания Ушинский также относил науку и христианство. Истины науки рассматривались как средство воспитания гражданского сознания человека. Познания в области психологии, истории, естественных законов считались необходимыми для развития общественной жизни. Христианство, по мнению Д.К. Ушинского, является идеалом совершенства. Оно обозначало высшую цель любого воспитания: служение идее истины и добра, идее цивилизации, государства и народа.

«Приоритетная роль в воспитании личности человека и гражданина принадлежала патриотическому, нравственному и правовому воспитанию, которые рассматривались во взаимосвязи и взаимообуславливали друг друга».

Забегая вперед, скажем, что В.Н. Сорока-Росинский, который во многом разделял взгляды К.Д. Ушинского, принимает идею народности в двух значениях: 1) как «определенная национальная индивидуальность, … как личность со своей своеобразной физиономией»; 2) «нация», «народ» понимаются им как идея. Цель жизни народа он видит в его развитии, в реализации его возможностей, скрытых творческих сил. Поскольку истинным желанием и стремлением русского народа было освобождение от крепостнической зависимости, то идея народности приобретала антикрепостническую направленность. По мнению В. Н. Сорока-Росинского и других педагогов возникновение этой идеи также было вызвано процессом демократизации общества, который привел к широкому разрыву двух классов – интеллигенции и народа. Культура этих классов различалась скорее по качеству, чем по количеству; «возможно, у нас имеется, в сущности говоря, два народа, воспитанных на разных культурах, имевших разную историю, … разных по привычкам и идеалам». Демократизация общества привела к процессу деклассирования, потере корней частью населения. Решение этой проблемы В. Н. Сорока-Росинский возлагал на школу, в основе которой лежит идея народности.

Страницы: 1 2 3

Прочее о педагогике:

Культура поведения в феодальном обществе
В феодальном обществе особое распространение получили религиозные этические учения, оправдывающие феодальный порядок. Дальнейшее развитие получила система учебно-воспитательных учреждений, дававших духовное воспитание детям духовенства, рыцарское – детям феодалов. Дети крепостных в школах не училис ...

Особенности лекции на разных этапах изучения материала
В данной главе речь пойдет о разнообразии видов лекций в зависимости от этапа изучения материала. Существует огромное количество классификаций школьных лекций: классификация по форме содержащегося в лекции материала, по форме проведения, по этапам изучения материала и пр. Для нашей работы первостеп ...

Методики для выявления сформированности психофизиологических предпосылок речевого развития
Результаты теоретического исследований свидетельствуют о наличии у детей с ОНР III уровня предпосылок к недостаточному формированию речи. В настоящее время существуют различные методики для изучения психофизиологических предпосылок развития речи у детей старшего дошкольного возраста. З.А. Репина пр ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru