Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Процесс развития идеи русской национальной школы в отечественной педагогике второй половины XIX–нач. XX в » Исторические предпосылки возникновения и особенности идеи русской школы в XIX в

Исторические предпосылки возникновения и особенности идеи русской школы в XIX в

Страница 2

Патриотизм считался основой народности, той чертой, которая коренится в сердце каждого русского человека. Нравственное воспитание личности было направлено прежде всего на благо нации, на выполнение долга перед Отечеством.

Одной из важных черт русской школы педагоги выделяли учет особенностей русской культуры и исторических предпосылок при планировании занятий. В.Я. Стоюнин утверждал: «Дело школы можно рассматривать лишь в связи со всеми условиями жизни того народа, для которого она предназначается» Одной образованности, сложности недостаточно для того, чтобы называться культурным человеком. Истинно культурный человек должен нести в себе какой-то культ. Идея народности К.Д. Ушинского подразумевает, что главной целью обучения в русской школе должна стать культура, чтоб русский человек не оказался на месте одного из профессоров, описанного педагогам, который, посетив одну из зарубежных стран, подвергся целому ряду вопросов о своей стране, и не знал как на них ответить.

Главную проблему образования в русской школе В.Я. Стоюнин видит в отсутствии общей цели, идеи, которая бы связывала все школьные предметы. В интересах каждого преподавателя – дать как можно больше знаний по своей дисциплине; «но у него нет той общей идеи, которая бы удерживала его в строгих пределах, определенных разрешенным вопросом, - что нужно для образования?» В.Я. Стоюнин утверждал, что то огромное количество фактов, формул, имен, которое преподается ученикам без определенной логики, не дает возможности сделать правильные заключения, касающиеся жизненных вопросов. Школьники не научены переносить материал из книг на окружающую их действительность и делать на его основе правильные выводы о жизни. Педагог считает, что школу необходимо поделить на низшую, среднюю и высшую; они должны быть соединены одним идеалом, который лишь различается в степенях его достижения на каждой ступени. Для ступеней школы характерна преемственность. Все учебные предметы должны быть направлены на достижение единой цели: дать материал, доступный для каждого возраста, на основе которого у ученика бы выработались понятия о природе и человеке. Для приобретения этих знаний ученик должен трудиться самостоятельно. К. Д. Ушинский говорит о связи «трех элементов школы» - административного, учебного и воспитательного. Он считает, что действия учителя и воспитателя должны быть тесно взаимосвязаны и направлены на один результат. Примером такого тесного взаимодействия являются английские старые школы, в которых воспитание основывается на личности воспитателя; он должен быть примером ученикам. «Главный воспитатель должен быть главным учителем и преподавать самый воспитывающий, центральный предмет, вокруг которого все остальные группируются». К. Д. Ушинский также утверждает, что необходимо избегать деления предметов между учителями и воспитательных обязанностей между разными лицами, т. к. ничего кроме вреда это не приносит.

При разработке содержательного компонента образования педагоги придавали существенное значение преимущественному изучению родины. «Мы положительно убеждены, что плохое состояние наших финансов, частый неуспех наших больших промышленных предприятий, неудачи многих наших административных мер, и др….— все эти болезни, съедающие нас, гораздо более зависят от незнания нами нашего отечества, чем от незнания древних языков». Заслугой К. Д. Ушинского стало то, что он выделил родиноведческое направление, трактуемое как обучение географии на местном материале, составляющее основу современного краеведения. Он считал природу великим наставником и одним из главных воспитывающих факторов. Он настаивал на широком использовании в обучении методов наблюдения и экскурсий, соответствовавших созерцательности как ментальной особенности россиян.

На большое значение литературы указывали несколько педагогов. К. Д. Ушинский отмечал, что она заставляет полюбить нравственный поступок, чувство, мысль. Н.Ф. Бунаков говорил о её роли в пробуждении гражданских чувств: сочувствия другим людям, заботы о них, уважения их достоинства, преданности Отечеству, мужества, героизма. В. И. Водовозов утверждал, что литература связывает с реальной действительностью, раскрывает особенности родного народа, его языка, культуры. В. П. Острогорский видел роль литературы в соединении юношества с Родиной и человечеством. Тенденция «поучительности» в древнерусской литературе продолжала идею народности в воспитании, отражала вечное стремление отечественной педагогики не столько учить, сколько воспитывать. (П.Ф. Каптерев).

Согласно программе народной школы, разработанной К. Д. Ушинским, родной язык становился связующим средством отдельных знаний об истории и географии родной страны, о её природе. Изучение предметов о родине формировало у учащихся чувство общественного долга.

Страницы: 1 2 3

Прочее о педагогике:

Здоровьесберегающая деятельность в школе
Последние статистические данные свидетельствуют о том, что период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в 4 – 5 раз, поэтому проблемы сохранения здоровья учащихся и привития им навыков здорового образа жизни, сегодня очень актуальны. Эти проблемы уже вышли из ряда педагогических п ...

Антиутопия в ХХ веке: эволюция и типология
Расцвет антиутопии приходится на XX век. Связано это как с расцветом в первые десятилетия XX века утопического сознания, так и с приходящимися на это же время попытками воплощения, с приведением в движение тех социальных механизмов, благодаря которым массовое духовное порабощение на основе современ ...

Особенности развития детского коллектива
Коллектив как специально организованное объединение учащихся формируется не сразу. Ни одно объединение людей изначально не проявляет существенных признаков, которые характеризуют коллектив. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов. Этапы развития коллектива, где требов ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru