Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Процесс развития идеи русской национальной школы в отечественной педагогике второй половины XIX–нач. XX в » Особенности русской школы в конце XIX – начале XX в

Особенности русской школы в конце XIX – начале XX в

Страница 1

В этот период идея Д. К. Ушинского о народности под влиянием буржуазного национал-патриотизма трансформировалась в новых условиях в проблему национальной школы, определяя гражданина как члена нации и патриота, способного к самобытному национально-культурному творчеству. Г. Роков и Н. Румянцев рассматривали понятия «национальное» и «патриотическое» во взаимосвязи и даже объединяли в одно понятие «национально-патриотическое воспитание», в задачу которого входило развитие общественных чувств народа и исключение его вражды с другими народами. Основу национально-патриотической модели образования составляла гуманная парадигма. Педагоги, в том числе и П. П. Блонский разделяли взгляды Ушинского, что система национального воспитания должна принимать человека как наивысшую ценность.

За организацию национальной школы и национального воспитания выступал П. П. Блонский. П. П. Блонский стал автором концепции трудовой школы. Она предполагала, что ученики получают знания посредством трудовой жизни и отношений людей с окружающим природным миром. Основной принцип народной школы по П. П. Блонскому: народная школа должна создавать нравственно автономную личность, не с помощью чьего-либо авторитета, а через упражнения в творчестве, воспитывая тем самым способность к самоопределению. «Народная школа – место рациональной организации самовоспитания творца новой русской жизни» Центральный предмет новой школы – общественно-трудовая жизнь. Обучение строится в соответствии с фазами детского развития. Дети познают окружающий мир по концентрическому принципу: сначала мир вокруг себя, затем родная школа, семья, родной квартал, Родина. В каждом из этих циклов много тем, в которых дети могут активно принимать участие. Последний круг тем, связанный с Родиной, выводит на идею национального воспитания. Этот круг тем П. П. Блонский рассматривает как переходную ступень от народной школы к введению в общечеловеческую культуру. «Путь к общечеловеческой культуре лежит через национальное воспитание, и расширение человеческого «я» должно происходить концентрическими кругами». Каждый из циклов тем должен быть направлен на формирование умелого социального работника. Это можно достичь только с помощью упражнений ребенка в общественной работе с самого начала обучения. Сначала это отрабатывается в стенах школы. П. П. Блонский настаивает в связи с этим на школьном самоуправлении и благоустройстве школы. Второй цикл упражнений соответствует следующему циклу тем – работа в семье. «Мы ставим перед детьми ряд вопросов: «Что и как я делаю дома?», «Чем я могу помочь моей матери?», «Какую пользу я могу принести моему отцу?»… и т. д.» Затем круг деятельности ребенка расширяется. Он становится участником культурно-трудовой деревенской или городской жизни. Для деревенского ребенка эта работа производится простым способом: работа на школьной грядке и классном поле с записью наблюдений; затем ручной труд в семье; воспроизведение жизни крестьянина посредством рисования, лепки и драматизации. Городские дети также приобщаются к труду своих отцов. По мнению П.П. Блонского гончарное искусство и лепка кирпичиков – необходимые первые занятия ребенка; так же как и элементарное машиноведение. Педагог подчеркивал, что ручной труд должен быть не отдельным учебным предметом, а естественным элементом трудовой жизни ребенка. П.П. Блонский также настаивает на том, что курс родиноведения необходим в школе. Он связывает его с курсом гражданского воспитания и предлагает поделить на две части. Первая часть – описание органов государства и общества (парламент, министерство, суд и т. д.), а вторая - социальная мораль. Темы второго курса должны трактоваться в связи с вопросами их возможного воплощения на практике.

Страницы: 1 2

Прочее о педагогике:

Русский язык, как учебный предмет
Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овладение навыками письма, чтения, устной речи учебным планом отводится примерно 20-50% учебного времени. Программа по русскому языку включает в себя следующие разделы: "Обучение грамоте&qu ...

Современные модели дошкольного образования в России
1. Модель образования как государственно-ведомственной организации. В этом случае система образования рассматривается структурами государственной власти как самостоятельное направление в ряду других отраслей народного хозяйства. Строится она по ведомственному принципу с жестким централизованным опр ...

Разработка примерных планов-конспектов уроков по темам: выполнения проектов и выбор темы; защита творческих проектов
В школьной программе отводиться 10 часов на проведение уроков по творческим проектам, также существует резервные 8 часов, которые можно выделить при необходимости на проекты. Но я рассмотрю 3 плана-конспекта, т. к. расписать все творческое проектирование в задаче курсовой работы не стояла. Урок 1. ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru