Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Процесс развития идеи русской национальной школы в отечественной педагогике второй половины XIX–нач. XX в » Специфика русской школы в советский и постсоветский периоды

Специфика русской школы в советский и постсоветский периоды

Страница 1

В разработке концепций национальной школы в вышеописанном периоде выделялось два направления: сторонники первого ориентировались на особенности национального характера, сторонники второго – на изменение содержания учебных программ и методов обучения. При анализе концепций национальной школы В. Н. Сорока-Росинский выделил недостатки двух направлений. Недостатком первого явилось то, что чёткое определение национального характера отсутствует как таковое, а вопрос по поводу положительных и отрицательных черт русского характера является спорным. А второе направление могло превратить национальное чувство школьников в националистическое. Он считал, что национальная школа должна соответствовать условиям времени, готовить гражданина, который подходил бы российской действительности и был бы способен на преобразования к лучшему. Как уже было отмечено ранее, идея К.Д. Ушинского о том, что дух народности должен составить основу русской школы поддерживалась В.Н. Сорока-Росинским. Главным орудием обучения и воспитания Сорока-Росинский видел русскую культуру, в ней он видел средство приобщения к общенародному и общегосударственному единству. Он считал, что наша нормальная школа должна «стать и быть русской национальной школой». С. И. Гессен утверждал, что говорить о национальном образовании, в сущности, так же неправильно, как говорить о личном образовании, так как личность есть «естественный плод образования», направляющего человека к сверхличным целям при сохранении им его внутренней свободы. В своих работах он также говорил о том, что национальное образование – это не особое направление в образовании, а просто хороший вид образования. С. И. Гессен трактует нацию как «предмет нашего творческого устремления», в котором между индивидом – нацией – человечеством нет и не может быть противоборства. «Подлинно национальным, действительно созидающим, а не разрушающим нацию будет только хорошо поставленное нравственное, научное и художественное образование, хотя бы оно и не заботилось специально о развитии национального чувства».

В постсоветский период в связи с изменением политического положения нашего государства в мире цели образования также изменились. Воспитание теперь велось в свете гражданских прав и свобод человека. Важным направлением становится гражданское образование. Некоторые педагоги, в том числе И. Ф. Гончаров, обращаются к национальной идее. Базовой моделью он выдвигает гражданина России, а не мира; важнейшей миссией педагога признает воспитание патриотизма. Он называет русский патриотизм определяющим принципом отечественной школы. Школа призвана нести единение российским народам. «Создание самобытной национальной культуры и одновременное принятие культуры других стран, стремление к доброму единению диктует русской школе третий принцип – принцип всемирного взаимоуважения и духовного взаимообогащения». Неотъемлемая черта грядущей школы – открытость культуре. И. Ф. Гончаров говорит, что нам не нужно возрождать старую, добольшевистскую школу, у которой было много недостатков, а нужно сотворить новую русскую школу. Он считает, что сейчас все школы мира переживают кризис, и выход из него он видит в образовании. Делая анализ истории нашей школы, он приходит к выводу, что «всеопределяющая государственно-национальная идея – это воспитание в подрастающем поколении русскости в высшем смысле этого слова».

Многие современные педагоги обращаются к прогрессивному опыту народной педагогики. Одним из них является Г.А. Волков, который стал основоположником этнопедагогики. Предметом этнопедагогики является народная педагогика, педагогика природосообразная и жизнеобразная, демократическая и гуманистическая. Этнопедагогика предлагает пути использования народной педагогики в современных условиях. Принцип народности, научно обоснованный К. Д. Ушинским, как священный принцип национального воспитания в условиях демократизации общества приобретает необычайную актуальность. Этнопедагогика собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековых традициях народа. Эта педагогика делает достоянием педагогов воспитательный опыт многих народов. В народной педагогике заложена программа человеческого совершенства. Цель воспитания – стремление к идеалу народа. Большая роль отводится семье. Фундамент народного воспитания – труд. В традиционной культуре воспитания доминирует идея бескорыстного труда, приносящего радость самому человеку и окружающим людям. О человеке в народе судят по результатам его труда. Труд, как свой, так и чужой, необходимо уважать. Регулятором поведения выступают нравственные нормы, обычаи и традиции, общественное мнение. Народная педагогика – форма самовоспитания общества. Ведущим методом воспитания является пример родителей. Средствами воспитания выступают: устное народное творчество (сказки, былины, легенды, мифы, предания, поговорки, песни, игры, народные промыслы, природа). Факторами воспитания являются: язык, слово, общение, природа, религия). Этнопедагогчиеская школа должна иметь по Г. А. Волкову следующие особенности:

Страницы: 1 2

Прочее о педагогике:

Популярные зарубежные видеокурсы используемые на разных этапах обучения иностранным языкам
За рубежом уже не первый год применяют видеоматериалы для обучения иностранному языку. Преподавателями разработаны десятки различных видов видеокурсов, которые используются во многих странах. Это говорит о том, что видеоматериалы при правильном использовании, способствуют продуктивному усвоению мат ...

Формирование эстетической культуры учащихся
Понятие об эстетической культуре личности. Формирование эстетическои культуры — это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусмат­ривает выработку системы художественных представлени ...

Динамика развития нравственного опыта учащихся за 1 учебный год
Также мы провели диагностику сформированности нравственной воспитанности учеников 2 «В» класса. Диагностика включает в себя 3 пункта: Метод ранжирования (данные I и II замера). Диагностический метод «Работа над ошибками» (I и II замер). Метод диагностической ситуации «Эксперимент» Для сравнения сфо ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru