Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Исследование работы педагога по воспитанию самостоятельности у старших дошкольников » Проблема развития самостоятельности в психолого-педагогической литературе

Проблема развития самостоятельности в психолого-педагогической литературе

Страница 2

Чем меньше дети, тем слабее их умение действовать самостоятельно. Они не способны управлять собой, поэтому подражают другим. Так, если ребята построены в шеренгу и одного из них попросили выйти вперед из строя, то выходят все; в подтверждение правила приводят те же примеры, которые уже были приведены другими, и т.д. В некоторых случаях отсутствие самостоятельности и критичности приводит к повышенной внушаемости: дети подражают и хорошему и плохому. Поэтому очень важно, чтобы примеры поведения педагога и окружающих людей были положительными.

Отличительной особенностью самостоятельности детей старшей группы является ее организованность. Инициатива ребят направляется уже на то, чтобы действовать по-своему, т.е. вопреки требованиям взрослых. Дети старшего дошкольного возраста могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших.

За последние годы трудовому воспитанию детей дошкольного возраста стали уделять меньше внимания, а акцент сделан больше в познавательной, игровой, учебной деятельности, в ущерб формированию трудовой деятельности. Трудовая деятельность, так же как и игровая является определяющим условием формирования самостоятельности детей дошкольного возраста.

В трудовой деятельности ребенок определяет для себя цель, планирует деятельность, выбирает средства реализации намеченного плана, проявляет волевое усилие, чтобы достичь результата.

Формирование самостоятельности в процессе трудовой деятельности явилось проблемой нашего исследования .

Ретроспективный анализ литературы показывает, что проблема самостоятельности личности издавна привлекала внимание философов, психологов и педагогов.

В философской литературе вопросы самостоятельности рассматривались в связи с проблемой свободы и ответственности личности, взаимодействия личности и общества, общественной и личной практики. В философских исследованиях подчеркивается, что самостоятельность возникает как объективная необходимость жизни и деятельности человека в обществе. Она есть результат длительного и сложного исторического процесса установления и налаживания взаимоотношений между людьми. Развитие человека, заложенных в нем возможностей детерминируется обстоятельствами жизни и воспитания. Вместе с тем, активная деятельность личности изменяет обстоятельства, приносит людям относительную свободу. Познавая закономерности развития общества, человек преобразует общественную среду и одновременно себя. «Человек не может быть только объектом, он есть субъект, он имеет свое существование в себе».

Философские подходы к самостоятельности получили свое развитие в работах крупных советских психологов: Выготского Л.С., Ананьева Б.Г., Леонтьева А.Н., Рубинштейна С.Л. В своих трудах они рассматривали вопросы самостоятельности в русле кардинальных проблем психологической науки – проблем личности, активности, деятельности. Они подчеркивали, что социальная ценность самостоятельности как качества личности определяется ее направленностью и уровнем активности человека как субъекта деятельности и отношений.

Самостоятельность – отмечал С.Л. Рубинштейн – это не простая сумма знаний, умений и навыков личности, позволяющих ей своими силами вести очередные дела, а общественное проявление личности, характеризующее ее тип отношения к труду, людям и обществу.

Самостоятельность детерминируется реальным бытием человека. Для раскрытия детерминированности самостоятельности личности большое значение имеет стержневое положение теории С.Л. Рубинштейна, состоящее в том, что в объяснении психических явлений надо исходить из реального бытия человека и его взаимоотношений с внешним миром. «Все психические явления в их взаимосвязи принадлежат конкретному, живому, действующему человеку – все они являются зависимыми и производными от природного и общественного бытия человека и закономерностей, его определяющих».

В исследованиях Т.И. Бабаевой отчетливо проявляет себя подход к самостоятельности как интегральному качеству личности, объединяющему в себе интеллектуальную, нравственно – волевую, эмоциональную стороны личности.

Анализ исследований (Л.И. Божович, Н.А. Ветлугина, П.Г. Саморукова, А.П. Усова и др.) позволяет выделить ряд показателей проявления самостоятельности, таких как независимость действий и поступков личности, стремление без посторонней помощи реализовывать свои планы, способность инициативно, творчески ставить и решать различные задачи, умение проявлять настойчивость и ответственность в достижении поставленной цели, способность к контролю и оценке своих действий. Все это характеризует самостоятельность как одно из ведущих качеств личности и дает основание считать возможным и необходимым формирование ее у старших дошкольников.

Страницы: 1 2 3

Прочее о педагогике:

Характеристика младшего школьного возраста
Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях. После 1943 граница младшего школьного возраста снизилась с 8 до 7 лет, с 1984 - до 6 лет. Эт ...

Построение дерева мероприятий
Построим дерево мероприятий, которое должно обеспечить формирование развернутого набора мероприятий по достижению цели. Дерево мероприятий Расчет коэффициентов относительной важности Факторы, которые необходимо учитывать: Эффективность Сложность Затраты времени Расчет коэффициентов важности факторо ...

Психическое состояние шестилеток
Чтобы полнее и глубже понять взаимосвязь между перцепцией и творчеством, необходимо выяснить, какие функции восприятия находят свое выражение в творческой деятельности. В поисках ответа на этот вопрос мы проанализировали природу, структуру и механизм творчества и восприятия и попытались найти то об ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru