Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Исследование работы педагога по воспитанию самостоятельности у старших дошкольников » Проблема развития самостоятельности в психолого-педагогической литературе

Проблема развития самостоятельности в психолого-педагогической литературе

Страница 3

Итак, анализ литературы позволяет отметить, что трактовка понятия «самостоятельность» лишена однозначности. Разница мнений обусловлена зависимостью самостоятельности от определенного вида деятельности, в которой она проявляется и формируется. Исследователи проблемы отмечают, что самостоятельность не раз и навсегда закрепившееся качество личности, а постоянно развивающееся под воздействием среды и воспитания.

Многочисленные исследования показывают, что на протяжении детства самостоятельность проходит путь прогрессивного развития, приобретая более богатое содержание и все более сложные формы. Она обнаруживается уже в раннем детстве. Так, на втором году жизни появляется стремление двигаться и действовать самостоятельно. Это стремление не является инстинктивным, оно формируется в первые годы жизни на основе приобретаемого ими опыта практического взаимодействия и общения с близкими взрослыми. Это стремление к самостоятельности является зародышем всех в дальнейшем формирующихся высших форм самостоятельности.

Важное значение для формирования самостоятельности имеют мотивы и цели осуществляемой ребенком деятельности. Как указывают А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович и другие, процесс и результат деятельности прямо зависит от того, на что направлена деятельность и ради чего она выполняется.

Первая дошкольная ступень – период наиболее интенсивного развития самостоятельности. Роль взрослого здесь ведущая, но под его руководством дошкольник постепенно становится настолько самостоятельным, что в состоянии управлять не только движениями собственного тела, но и предметами ближайшего окружения.

На протяжении дошкольного детства прежде тесная связь между ребенком и взрослым ослабевает и видоизменяется. Происходит эмансипация ребенка от взрослого, выражением которой могут быть проявления упрямства, негативизма, непослушания, шалостей. Дошкольник стремится действовать независимо от взрослого, это проявление устойчиво, то есть у ребенка формируется тенденция к самостоятельности.

Самостоятельные действия преддошкольника, обогащаясь и приобретая системность, к началу дошкольного детства начинают принимать форму деятельности.

В разных видах деятельности к среднему дошкольному возрасту начинают проявляться разные формы самостоятельного поведения.

Приобретая устойчивость, самостоятельное поведение к старшему дошкольному возрасту превращается в тенденцию, которая свидетельствует о появлении самостоятельности как качества личности. Последнее проявляется в разных видах практической деятельности и общении ребенка со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного, воспроизводящего характера к самостоятельности с элементами творчества при постоянном повышении роли детского сознания в осуществлении самостоятельной деятельности. При этом показателями проявления самостоятельности являются следующие: независимость действий и поступков, стремление без посторонней помощи реализовывать свои планы; способность инициативно, творчески ставить и разрешать различные задачи деятельности; умение проявлять настойчивость и ответственность в достижении поставленной цели; способность к контролю и оценке своих действий.

Все вышесказанное позволяет определить самостоятельность как одно из ведущих качеств личности. В качестве первопричины проявления и формирования самостоятельности определяют потребности детей, которые реализуются в деятельности, а непосредственным ее побудителем выступает интерес.

воспитание самостоятельность дошкольник педагог

Страницы: 1 2 3 

Прочее о педагогике:

Разработка занятия с использованием музыкально-дидактических игр
Программное содержание: Продолжать закреплять знания детей о музыке, композиторах и их произведениях в игровой форме. Подготовка детей: На занятиях и вечерах слушания музыки «Музыкальная гостиная» знакомились с композиторами - классиками, их творчеством. Учились определять жанр музыкального произве ...

Система образования в Италии
Сначала маленькие итальянцы ходят в «La scuola Materna», детский сад. Там дети играют, учатся общаться друг с другом, закладывая основы для того, чтобы пойти в школу в будущем. Нередко такие детские сады находятся при церквях и монахини выполняют роль воспитателей, закладывая в детях основы христиа ...

В чем заключается специфика организации воспитательной работы в начальной школе
Начальная школа стоит как бы в стороне от всех проблем, сотрясающих основы средней школы. Многие годы она была замкнутым компонентом и малоподвижным звеном в системе образования. Основное ее предназначение виделось в том, чтобы дать детям представления об окружающем мире. Если в 20-30-е гг. цель на ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru