Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Исследование работы педагога по воспитанию самостоятельности у старших дошкольников » Особенности формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности

Особенности формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности

Страница 1

Становление самостоятельности в старшем дошкольном возрасте связано с освоением ребенком разных видов деятельности (игровой, продуктивной, трудовой), в которых он постепенно приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию. Огромная роль в формировании самостоятельности принадлежит игре.

Изучению игровой деятельности посвящены исследования А.П. Усовой, П.Г. Саморуковой, А.К. Бондаренко и другие. Такой интерес к игре вполне обоснован и определяется особым значением и спецификой игровой деятельности в дошкольном возрасте. Принято называть игру «спутником детства». У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность .

Первые игры малыша связаны с освоением им предметных действий; захватывая, сжимая, толкая, бросая предмет, ребенок познает его свойства. Во второй половине третьего года жизни в игре происходит значительный скачок – появляется роль. Роль непременно связана с взаимоотношениями людей. Поэтому ее появление свидетельствует об изменении направленности сознания ребенка с предмета и действия с ним на того, кто действует, – на человека.

Развитие сюжетно-ролевой игры обычно идет от индивидуальной игры к играм вдвоем со сверстником и в конце концов к развернутой коллективной игре со многими взаимосвязанными ролями и сюжетными линиями. Такая игра характерна для старших дошкольников. Самостоятельность здесь проявляется не только в выборе игры, но и в сюжетосложении, в добровольности объединения с другими детьми, в свободе вхождения и выхода из игры, в отборе игрового материала, в умении согласовывать собственные игровые действия с действиями партнеров по игре.

Также значительная роль в формировании самостоятельности старшего дошкольника принадлежит такому виду игр, как игры с правилами. В этих играх нет роли явной, принимаемой на себя играющими, но есть определенная внутренняя позиция и образ действий, оговоренный правилами. Умение выбрать такую позицию, устойчиво ее удерживать, действовать адекватно игровой задаче чрезвычайно важно для формирования самостоятельности.

Таким образом, в игре происходит существенная перестройка поведения старшего дошкольника, – оно становится произвольным и все более самостоятельным.

Важная роль в формировании самостоятельности принадлежит трудовой деятельности. В процессе труда у детей формируются такие личностные качества как настойчивость, ответственность, инициативность, самостоятельность. Труд всегда имеет ясно выраженный конечный результат, направленный на удовлетворение потребностей самого ребенка. Именно наличие наглядного, материального результата особенно стимулирует активность и самостоятельность ребенка, способствует повышению интереса к деятельности. Достижение результата требует от старшего дошкольника умения планировать процесс труда: отбирать материалы и инструменты, определять последовательность операций. Это способствует развитию воображения, становлению умения самостоятельно планировать трудовой процесс.

Важную роль в формировании самостоятельности играют и такие продуктивные виды деятельности как рисование, аппликация, лепка, конструирование. По мнению Н.Н. Поддъякова продуктивная деятельность направлена на воспроизведение, моделирование окружающих ребенка предметов в тех или иных материалах. Эти виды деятельности содержат огромные возможности для формирования самостоятельности, инициативы, творчества старшего дошкольника, так как они эмоциональны по характеру, результативны, отражают впечатления старшего дошкольника в образах, формах, красках .

Таким образом, формирование самостоятельности детей старшего дошкольного возраста происходит только в активной деятельности. Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.

Как уже отмечалось выше, разные виды деятельности создают различные возможности для формирования самостоятельности. Среди разнообразных видов детской деятельности особое место в педагогическом процессе должно быть отведено художественному ручному труду. Мы полагаем, что данный вид деятельности содержит наиболее благоприятные возможности для формирования самостоятельности.

Художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает полученные и эстетически значимые предметы и вещи. Он является наиболее доступным для детей старшего дошкольного возраста, поскольку в нем преследуется цель – создание конкретного предмета, удовлетворяющего потребность детей в деятельности.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Сенсорное воспитание в зарубежной педагогике. Деятельность Ф. Фребеля
Фребель Фридрих (21.04.1782 - 21.06.1852), немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания. В 1837 открыл в Бланкенбурге (Тюрингия) учреждение для игр и занятий детей младшего возраста, на основе которого разработал идею детского сада. В его системе воспитания исходным являлось представление о де ...

Театрализованные игры как художественная деятельность
А. Н. Леонтьев относит игры-драматизации (так долгое время в дошкольной педагогике назывались театрализованные игры к своеобразной «предэстетической деятельности» ребенка. Оставаясь игрой, они развивают творческие способности и представляют собой специфический вид художественной деятельности. Дети ...

Уровни и критерии сформированности образовательного потенциала
В классных коллективах как младших школьников, так и старших подростков на развитие их интересов влияет не столько возраст, сколько индивидуальность школьника, обусловленная его жизнедеятельностью, приобретением опыта разнообразной предметной деятельности, общением, влиянием семейных условий, средс ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru