Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Исследование работы педагога по воспитанию самостоятельности у старших дошкольников » Особенности формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности

Особенности формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности

Страница 2

Анализ литературы показывает, что художественный ручной труд содержит компоненты, характерные для деятельности. Используя классификацию А.Н. Леонтьева «деятельность – действия – операция», – П.Я. Гальперин дифференцировал действия на внешние, которые являются предметными, материальными, и внутренние – психологические, идеальные.

Эта дифференциация позволяет нам глубоко проникнуть в понимание структуры деятельности, выделить внешнюю, предметную деятельность ребенка и его внутреннюю, умственную, психическую деятельность.

П.Я. Гальперин показал, что процесс формирования умственных действий, как процесс индивидуального присвоения социального опыта, осуществляется в несколько этапов. Метод поэтапного формирования умственных действий может быть представлен в виде последовательности: формирование мотивационной основы действий; составление схемы ориентировочной основы действия; формирование действий в материализованной форме; «громкая социализованная речь как опора становящегося действия»; формирование действия во внешней речи про себя; сокращенные, обобщенные действия, связанные с предметным содержанием деятельности. Однако все эти этапы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Основа их – ориентировочный компонент. Было установлено, что ориентировочные основы действий оказывают влияние на становление и развитие самостоятельности у детей.

В основе выполнения заданий по художественному ручному труду лежит двигательный навык и умения дошкольников. Содержание, количество, характер требований к действиям должен быть строго дозированным и порционным. На первом этапе формирования они должны быть детальными, материализованными, сопровождаться четким объяснением и конкретными указаниями; на втором этапе, когда стабилизируется двигательный навык и ручные умения, педагог использует указания, напоминания, стимулирует повышение самостоятельности и активности детей.

Проведенные беседы показали, что наибольший интерес у дошкольников вызывает такая разновидность художественного ручного труда, как конструирование из бумаги. На наш взгляд, в оригами заключены значительные возможности для формирования у старших дошкольников такого стержневого качества личности как самостоятельность.

Конструирование из бумаги по типу оригами – направлено на создание игрового образа (фигурки животных и птиц, маски, цветы, кораблики, самолетики и др.) путем многократного сгибания квадратного листа в разных направлениях, когда каждая операция является промежуточной ступенью для создания окончательного варианта – объемного изображения.

Оно помогает развивать у детей художественный вкус и логику; эффективно способствует формированию пространственного воображения; развивает память, так как последовательность, приемы и способы складывания чаще всего держатся в уме; способствует концентрации внимания и самодисциплине (чтоб получить желаемый результат, нужно сосредоточиться на процессе изготовления); активизирует мыслительные процессы – у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесным (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Кроме того, у детей развивается способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера, а значит, овладение в школе письмом не будет вызывать больших затруднений.

Важно отметить, что оригами – это продуктивный вид деятельности, что делает его особенно интересным и привлекательным для дошкольников. Результат этой деятельности – бумажную поделку – можно использовать в игре, в качестве подарка, как украшение интерьера. Кроме того, широкие комбинаторские возможности побуждают детей к творческому поиску новых форм, постоянно дают «пищу» для ума, содержат в себе элементы новизны. Комбинируя приемы складывания оригами, ребенок, может быть, не только повторит образец, но и попытается воспроизвести что-нибудь новое.

Накопление практического опыта действования и развитие познавательной и общественной направленности формируют у ребенка-дошкольника стремление к самостоятельности. Самостоятельность развивается с возрастом ребенка, изменяясь по направленности и характеру проявлений.

Если на втором году жизни ребенок узнал, что может сам двигаться и действовать с некоторыми предметами, то на протяжении дошкольного периода он делает дальнейшее замечательное открытие: он может действовать среди других ребят и взрослых независимо от их желаний и требований, может сам выбирать игрушки, картинки, сюжет своего рисунка, может придумывать по своему желанию рассказ к картинке или игру. Он может лепить, строить, помогать другим. Его начинают, слушаться другие дети в играх, спорах.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Особенности физического развития. Нормы развития и двигательной активности для детей от трех до пяти лет
В 3-4 года рост остается по-прежнему наиболее стабильным показателем, определяющим уровень физического развития малыша. Чтобы определить, соответствует ли рост вашего ребенка возрастным нормам, нужно учесть влияние наследственности. Детей по росту делят на 3 типа: большой, средний, маленький. Будущ ...

Обучение грамоте и развитию речи
Такого типа задания можно использовать в качестве физкультминуток. Задание 1. Педагог: Я буду называть слова. Затем мы будем произносить их вместе и слушать звуки. Если в словах вы услышите звук [ш], встаньте, если услышите звук [ж] – присядьте. Слова: шубка, шапка, жили, шить, ложка, ложечка, ежик ...

Современное состояние методологии в вузах с двухуровневой системой образования
В настоящее время в Российской Федерации действует система высшего профессионального образования, в которой переплетаются элементы двухуровневой системы с элементами системы высшего образования советского времени. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусматр ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru