Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Исследование работы педагога по воспитанию самостоятельности у старших дошкольников » Особенности формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности

Особенности формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности

Страница 3

Взрослые сами побуждают детей самостоятельно действовать, а позже и рассуждать, оценивать. Но те же взрослые постоянно ограничивают самостоятельность детей. Если четырехлетняя девочка, которую всегда побуждают самостоятельно одеваться, взяла то платье, которое полагается надевать лишь в праздничные дни, ее бранят за самоволие. Семилетний мальчик умеет сам найти для себя интересное занятие (за это его хвалят). Но однажды он увлекся рассматриванием анатомического атласа, который он взял с папиного стола, и это ему ставится в вину как «безобразное поведение».

Развитие у детей-дошкольников возможности и необходимости самостоятельно действовать ставит перед воспитателем трудный вопрос о мере самостоятельности, допустимой и необходимой для правильного развития ребенка. Этот вопрос приобретает еще большую остроту в школьном возрасте .

Руководя поведением даже маленького ребенка, воспитатель вынужден всегда предоставлять ему самостоятельность настолько, чтобы не превращать детей в послушных и пассивных исполнителей требований старших. Вместе с тем любая самостоятельность может быть положительным качеством до тех пор, пока она не нарушает установленных в обществе требований.

Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов, посвященные проблеме самостоятельности детей дошкольного и школьного возраста в их учебной и трудовой деятельности, в повседневном поведении, позволяют уточнить некоторые признаки самостоятельности ребенка.

1. Самостоятельность ребенка не имеет ничего общего со стихийным его поведением. За самостоятельностью ребенка (любого возраста) всегда стоит руководящая роль и требования взрослого. Однако с развитием детей это воздействие становится все менее и менее открытым. Вынужденный постоянно подчиняться требованиям взрослых, ребенок начинает ориентироваться на них как на определенные нормы поведения. Лишь на основе соответствующих выработанных привычек, т.е. сложившихся стереотипов, отвечающих требованиям старших, может быть воспитана подлинная самостоятельность как ценнейшая черта личности. Если привычки не сформированы, предоставленная ребенку самостоятельность приводит к стихийному его поведению, полному нарушению общественных требований.

2. Уровень самостоятельности детей повышается с их развитием, с возрастающими у них возможностями выполнять все более сложные физические и умственные действия. Поэтому то, что оценивалось как проявление самостоятельности у двух-, трехлетних детей (умение аккуратно есть, одеваться без помощи взрослого) уже недостаточно для характеристики того же качества у старших детей.

3. В развитии самостоятельности могут быть намечены три ступени.

Первая ступень – когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого (сам убирает после игры строительный материал; сам идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам говорит «пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за помощь).

Вторая ступень – ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. Например, научившись убирать свою комнату, Наташа без подсказки взрослых сама подмела комнату у бабушки, убрала посуду в незнакомый шкаф. Без просьбы мамы Ира сама принесла из комнаты в кухню стул и предложила соседке, которая зашла к маме, присесть. В детском саду ее учили предлагать стул гостям.

На третьей ступени возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях.

Таким образом, самостоятельность есть всегда продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка. И чем лучше, глубже, осмысленнее освоил ребенок правила поведения, тем шире у него возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых, разнообразных условиях жизни.

Инициативная активность ребенка выступает в разных формах его деятельности и общения, нередко выходя за пределы установленных взрослыми правил поведения. Одна из своеобразных форм детской активности – шалости. Природа шалостей почти не изучена. Исследование А.А. Люблинской позволяет уяснить некоторые особенности детских шалостей. Они имеют ряд общих черт.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Обогащение культурными смыслами профессионального поведения будущего специалиста
Отражена работа по созданию данного педагогического условия за счет создания и реализации интегрированного практико-ориентированного образовательного модуля «Профессиональная культура и поведение», имеющего ярко выраженную аналитическую, рефлексивную и поведенческую направленность, и состоящего из ...

Психолого–педагогическая характеристика детей с ОНР
Профессор Р.Е.Левина, изучая наиболее тяжелые речевые расстройства, выделила и подробно описала такую категорию детей, у которых наблюдается недостаточная сформированность всех языковых структур. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение з ...

Принудительно ли учить религию в школе
Выбoр ученикoв и их рoдителей, кoнечнo, дoлжен быть aбcoлютнo дoбрoвoльным — этo вaжнейшее делo. Любoе принуждение пo этoму вoпрocу не тoлькo нocит незaкoнный хaрaктер, нo и будет aбcoлютнo кoнтрпрoдуктивным. Oчевиднo, приoбщaть мaccoвo к религии невoзмoжнo –– этo делo индивидуaльнoе. Вcем извеcтнa ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru