Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Исследование работы педагога по воспитанию самостоятельности у старших дошкольников » Работа педагога по воспитанию самостоятельности у старших дошкольников

Работа педагога по воспитанию самостоятельности у старших дошкольников

Страница 1

Воспитание самостоятельности у старших дошкольников, как отмечалось, раньше не означает, безусловно, устранения взрослого. На первых этапах детскую деятельность необходимо направлять, разумно руководить ею, оставляя место для проявления творчества и самостоятельности.

Когда воспитание ребенка пускается на самотек, когда взрослый оправдывает свое невнимание к нему нехваткой времени, расхожей фразой: «У него еще все впереди, наверстает», он лишает его правильных ориентиров в жизни и деятельности. Лишенный полнокровного общения с взрослыми, ребенок может вырасти, неспособным каким-либо самостоятельным действиям.

И наоборот, если постоянно глушить стремление ребенка к самостоятельности, он всегда будет ждать, когда за него все сделают взрослые. Поэтому важно не оставлять без внимания попытки ребенка самостоятельно выполнять то или иное действие. Каждое достижение ребенка, пусть и небольшое, необходимо поддержать, одобрить.

Ученые – педагоги давно обосновали необходимость педагогического руководства самостоятельной деятельностью детей. Н.А. Ветлугина отмечает: «Признавая, что самостоятельная деятельность начинается по инициативе детей и в основном проходит без непосредственной помощи взрослого, мы считаем этот процесс не спонтанным, а педагогически обусловленным».

Р.С. Буре в свою очередь также подтверждает, что педагог всегда остается организатором, руководителем детской жизнедеятельности, только методы его влияния на детей значительно изменяются в период, когда каждый из них самостоятелен в определении своих занятий и игр.

Заметим, что понимание роли педагога в организации самостоятельной деятельности старших дошкольников в психолого-педагогической литературе неоднозначно. В одних случаях отмечается ее сведение лишь к функциям эксперта (теория свободного воспитания), в других – организатора, в-третьих, предлагается – сочетание свободы в деятельности детей с разумной требовательностью педагога (П.Ф. Лесгафт, Л.К. Шлегер и другие) И вот эта третья позиция особенно импонирует при воспитании у детей самостоятельности.

Рассматривая вопрос о роли и месте педагога в процессе организации свободной деятельности старших дошкольников, необходимо видеть его в системе. Такая система предлагает, как и любая успешная деятельность, совокупность взаимосвязанных между собой элементов:

Цель – задачи (или функции) – структура – содержание (процесс) – принципы, подходы, формы, методы, создание условий, результат.

Цель ясна: необходимо сформировать у каждого ребенка самостоятельность как качество личности (безусловно, в объемах их возрастных уровней).

Задачи (функции) педагогического руководства связаны с реализацией поставленной цели и решением для этого следующих проблем:

– формированием у детей представлений о том, что значит быть самостоятельным и обучением необходимым знаниям, умениям, навыкам работы (развитием у детей способностей ставить цель, составлять план, быть организатором своей деятельности и правильно оценивать свои результаты),

– рациональной организацией свободной деятельности.

Основным субъектом педагогического руководства детской деятельностью на уровне старшей группы детского сада является воспитатель. Это он планирует и организует работу по воспитанию у детей самостоятельности, обучает их необходимым организационным умениям и навыкам, постоянно отслеживает динамику их изменений, стимулирует их активность при выполнении порученных им или выбранных по собственной инициативе дел, привлекает к этой работе родителей и других педагогов, работающих в данной группе.

Основываясь на анализе психолого-педагогической литературе главными принципами педагогического руководства свободной деятельностью детей можно считать:

– Принцип свободы выбора старшим дошкольником разработанной общественно-полезной деятельности во вне учебных занятий. Реализации этого принципа способствует развивающая среда в группе и других территориях детского сада, и вне него.

– Принцип сотрудничества воспитателя и старшего дошкольника в процессе выбора и организации ребенком разнообразной свободной деятельности. Он предполагает, что в процессе воспитания самостоятельности имеется два субъекта, не один, как в традиционной педагогике и оба этих субъекта (воспитатель и старший дошкольник) действуют вместе, являются партнерами, составляют союз более старшего и опытного с менее опытными.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Жизненные ориентации родителей дошкольников и шестилеток
За последние десятилетия в нашей стране произошел целый ряд политических, экономических и социальных изменений, которые оказали существенное влияние на трансформации в системе образования и воспитания подрастающего поколения. Анализ системы и приоритетов ценностных ориентаций родителей представляет ...

Современные подходы к обучению дошкольников математике
Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают геометрические эталоны, овладевают моделирующей деятельностью и т.д. В настоящее время прослеживаются два подхода к опреде ...

Обучение грамматике и правописанию в коррекционной школе в период со 2-го по 4-ый классы
Программный раздел "Грамматика, правописание и развитие речи" определяет содержание обучения, умения и навыки, которые должны быть отработаны в период со 2-го по 9-й класс. Термин "грамматика", вынесенный в название раздела, употреблён здесь только условно. На самом деле он акку ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru