Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Исследование работы педагога по воспитанию самостоятельности у старших дошкольников » Работа педагога по воспитанию самостоятельности у старших дошкольников

Работа педагога по воспитанию самостоятельности у старших дошкольников

Страница 2

Они сотрудничают. Это сотрудничество реализуется в совместной деятельности, принимая формы, то сотрудничества, то соучастие, то сопереживание, то сотворчество, то соуправление.

Возникающие отношения между воспитателем и детьми характеризуются отходом от принуждения и предполагает требовательность, основанную на доверии; увлеченность, рожденную интересным поручением замену принуждения желанием, порождающим успех; ставку на самостоятельность детей и др.

– Принцип системности. Включает следующие основные положения:

Усвоение детьми понятий, умений, навыков самостоятельности в организации детской деятельности зависит от объяснения педагога. Уровень подготовки педагога, его творчество и мастерство обеспечивает глубокое и систематическое усвоение детьми понятия «самостоятельность», «цель», «план работы» и другие в соответствии с возрастными возможностями детей.

– Принцип доступности. Этот принцип основывается на умение педагога соотнести предлагаемые детям знания и умения с уровнем их развития, с тем личным опытом, которым они владеют. Если такие связи установить не удается, знания считаются недоступными.

– Принцип создания условий для достижения успеха. Именно этот принцип дает дальнейшее развитие инициативы и самостоятельности в организации свободной деятельности старших дошкольников.

– Принцип ориентации на развитие личности, учет ее возрастных и индивидуальных особенностей детей. Ориентирует дошкольных работников на личностную модель воспитания. Воспитатели должны постоянно изучать детей, хорошо знать особенности психического и физического развития воспитанников на каждом возрастном этапе.

– Принцип интеграции воспитательных усилий, то есть объединение усилий воспитателя, родителей и других педагогов по воспитанию самостоятельности у старших дошкольников.

Воспитатель, осуществляя индивидуальный подход, опирается не только на качества присущие данному ребенку, но и как говорил А.С. Макаренко, уже «проектирует, – создает» новый тип человека, черты характера и поведения которого соответствовали бы идеалам. Педагог подмечает и развивает едва заметные положительные качества, укрепляя тем самым в ребенке чувство уверенности в своих силах, желание достигнуть лучших результатов.

А.С. Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении целого ряда педагогических проблем, например, при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Считал, что в процессе воспитания необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка – это главная точка опора в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям.

Индивидуальный подход к ребенку, по его справедливому мнению, не должен конкурировать с принципом формирования личности в коллективе и через коллектив. Работа со всем коллективом и с каждым ребенком в отдельности должна рассматриваться как две стороны единого процесса. Индивидуальный подход позволяет ставить и решать различные конкретные задачи:

– постоянно изучать особенности личности ребенка, выявлять факторы, оказывающие на него наиболее существенное влияние;

– искать средства индивидуального подхода и систему индивидуальных педагогических воздействий.

Важным условием осуществления индивидуального подхода к детям является единство требований детского сада и родителей.

Содержание педагогического руководства свободной деятельностью старших дошкольников определяется поставленной целью и вытекающими из нее задачами.

Одной из вытекающих задач педагога является обучение детей навыкам самостоятельной деятельности, «заражению» их свободой и желанием самостоятельно и творчески выполнять любое порученное ему дело.

Содействовать обогащению развития индивидуальности – обучать детей этим умениям, значит сохранить возможность ребенку быть самостоятельным субъектом деятельности, приобретая неповторимый стиль ее выполнения.

Наиболее часто на практике педагоги используют метод объяснения действий и метод целенаправленной активизации самостоятельной деятельности.

Активизируя «самостоятельную» деятельность детей, педагог на начальных этапах приобретения детьми навыков самостоятельности и инициативы использует показ и объяснение, привлекает внимание детей к отдельным деталям ранее наблюдаемого объекта или явления, рекомендует приемы и способы работы. Метод объяснения организован главным образом на формирование у старших дошкольников осознания понятия «что значит быть самостоятельным» и формах проявления этой самостоятельности. С помощью вопросов педагога: какая работа и в какой последовательности должна быть выполнена, с чего надо начать, что думают делать затем, что нужно для предстоящей работы – дети лучше понимают порядок действий, приучаются в элементарной форме планировать свои действия и планомерно осуществлять задуманное, что улучшает качество их труда. Затем дети по своей инициативе вносят элементы планирования в свою работу. О таком показе и объяснении детям заявляли в своих работах ученые – педагоги Ф.С. Левин – Щирина, Д.В. Менджерицкая.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Человеческие способности как психологические свойства личности
Перейдем непосредственно к рассмотрению способностей человека как психологических свойств личности. Способности различаются по качеству, широте, своеобразию их сочетания (структуре ) и степени развития. Качество способностей определяется той деятельностью, условием успешного выполнения которой они ...

Методики для выявления сформированности психофизиологических предпосылок речевого развития
Результаты теоретического исследований свидетельствуют о наличии у детей с ОНР III уровня предпосылок к недостаточному формированию речи. В настоящее время существуют различные методики для изучения психофизиологических предпосылок развития речи у детей старшего дошкольного возраста. З.А. Репина пр ...

Возможности ИКТ в предшкольном образовании
Во второй части курсовой не стоит задача теоретического рассмотрения ИКТ, коснемся лишь некоторых аспектов. Информатизация общего образования в нашей стране уже имеет свою историю и традиции. Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru