Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Исследование работы педагога по воспитанию самостоятельности у старших дошкольников » Работа педагога по воспитанию самостоятельности у старших дошкольников

Работа педагога по воспитанию самостоятельности у старших дошкольников

Страница 3

Детей приучают после работы рассказывать о последовательности действий при выполнении работы.

Результат, имеющий продуктивную ценность, – обязательный компонент трудовой деятельности. Объективно продукт детского труда не имеет особого значения, но он является воспитательным фактором. Незавершенная работа не приносит ребенку удовлетворение. Незавершенная работа снижает способность ставить цели, их выполнять.

Недоделки и небрежность в работе – результат неумения оценить результат и его качество.

Важным условием активизации самостоятельности ребенка является поощрение в сочетании с пояснением его достижений и ошибок.

Предоставляя самостоятельность и возможность проявить инициативу, педагог создает стимул в виде положительного эмоционального отношения, способствует ответственному выполнению задачи. Контролируя деятельность ребенка, педагог выражает одобрение или, при необходимости, останавливает отрицательные проявления.

Если самостоятельность проявляется у детей только к конкретному делу, а при переносе в другие условия уровень самостоятельности снижается, внимание воспитателя должно быть направлено на формирование умения применять усвоенные знания, умения, навыки в новых или частично измененных ситуациях, на воспитание положительного эмоционального настроя к любой полезной для других деятельности.

В практике встречаются дети, которые ответственно и самостоятельно выполняют работу только в случае, если она совпадает с их личными интересами и желаниями. Работают они в зависимости от темперамента либо излишне поспешно, либо медлительно. В их деятельности отсутствует самостоятельность и инициатива. Они стараются отстраниться от работы, часто не доводя до конца, безразличны к ее результату. Решающим мотивом такой деятельности лежит или боязнь наказания, или удовлетворение личного интереса. Педагог учитывает эти мотивы и использует в работе с детьми индивидуальные, групповые и коллективные формы работы.

Воспитанию самостоятельности способствует выполнение детьми разовых и постоянных, посильных поручений. Педагог, организуя, выполнение поручений старшими дошкольниками вносит в это элементы игры. Такая взаимосвязь игры и труда закономерна. Игровые мотивы помогают ему выполнить трудовое задание, делая его более занимательным, привлекательным. В дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребенка деятельностью является игра. Ведущей не может стать любая деятельность, которой ребенок отдает много времени. Если какая-то деятельность стала особенно привлекательной для ребенка, это отразится на становлении его личности, но такого развивающего эффекта, как ведущая, она в большинстве случаев дать не может (А.Н. Леонтьев).

Трудовая деятельность, в процессе которой ребенок ставит определенную цель, которая определяет способ и характер его действий. В дошкольном возрасте деятельности ребенка побуждается не отдельными случайными мотивами, а теми, которые он считает наиболее важными. Способность к целенаправленной деятельности в дошкольном возрасте развивается постепенно.

Более сложная трудовая деятельность старшего дошкольника возможна, если он не может ставить цель, но планирует последовательность действий, этапы работы, подготавливает для работы все необходимое.

Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.

Вспомним слова В.А. Сухомлинского: «Трудовое воспитание – это, образно говоря, гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно».

Поручения, как одна из форм трудового воспитания. Можно различать следующие поручения:

По содержанию.

По степени привлекательности.

По степени новизны.

По сложности организации (простыми, содержащими в себе одно несложное конкретное действие или более сложным, включающим цепь действий).

По возможности творчества.

По времени выполнения (кратковременные или длительные).

По способу получения.

По составу участников (индивидуальными или общими).

Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей чувства ответственности за полученное дело.

Содержание поручений определяется в соответствии с видами, рекомендованными программой воспитания в детском саду; во многом зависит от возраста детей, от условий, в которых находится группа (наличие живого уголка, огорода, расположение мебели в групповой комнате и т.д.). поручение дает воспитателю возможность индивидуализировать приемы руководства детьми: одному помочь, другого научить, третьему оказать поддержку, одобрить. По мере накопления дошкольниками опыта участия в выполнении поручений воспитатель усложняет их содержание.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Педагогические условия формирования нравственной культуры старших школьников
На основе проведённого анализа, я сделала вывод, что эффективное формирование нравственной культуры старшего школьника зависит от определённых условий. К этим условиям можно отнести: 1.Выбор содержания нравственного воспитания; 2.Организация деятельности старших школьников, направленная на формиров ...

Разнообразие тестов и диагностик по проверке готовности детей к обучению в школе
Известно, каким трудным оказывается для многих детей переход к школьному обучению. Даже хороню подготовленные дети в первое время испытывают трудности. Что же касается недостаточно подготовленных, то их адаптация растягивается на долгие месяцы, порой на весь год. Длительные неудачи в учении, как пр ...

Психофизиологические причины речевого недоразвития
Речевое недоразвитие может возникать по различным причинам. Особое место среди этих причин занимают психофизиологические, такие как нарушение зрительного и слухового анализатора, а также двигательных функций. Изучением этих причин мы и займемся в III главе нашего исследования. Под нарушением зрител ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru