Трудовое воспитание в детском доме
В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...
Воспитание базовой культуры личности
Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.
С целью воспитания самостоятельности у старших дошкольников была разработана программа с использованием тестопластики.
У детей старшего дошкольного возраста можно сформировать самостоятельность, как нравственно-волевое качество личности, при условии:
– накопления представлений и знаний о формах самостоятельного поведения, осознания детьми значимости самостоятельности в личностном и социальном плане;
– формирования положительного отношения к деятельности – тестопластике;
– формирование элементов самоконтроля и самооценки при выполнении деятельности;
В соответствии с предметом, объектом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
– изучить теоретические подходы к проблеме воспитания самостоятельности в дошкольном возрасте;
– разработать и апробировать методику формирования самостоятельности у детей, выявить ее развивающий эффект.
Методологической основой является положение философии о том, что самостоятельность личности – это способность человека производить значимые преобразования на основе присвоения материальной и духовной культуры, а также положение психологии о том, что личность развивается в деятельности.
Практическое значение состоит в разработке содержания и методов педагогической работы по формированию самостоятельности у дошкольников в процессе продуктивных видов деятельности. Это позволит педагогам повысить уровень самостоятельности детей и обеспечить более эффективную подготовку к школьному обучению.
Формирование самостоятельности у дошкольников в процессе продуктивного вида деятельности – тестопластика, включало в себя ряд этапов, содержание которых было направлено на работу с детьми. Работа проводилась на основании перспективного плана:
Перспективный план
1 этап |
Цель Дать детям знания и представления о формах самостоятельного поведения Подвести детей к пониманию нравственной категории самостоятельности, ее значимости в личностном и социальном смысле Ввести в лексикон слова «сам», «самостоятельный» Способствовать приобретению форм самостоятельного поведения |
Содержание 1. Чтение литературы – В. Бычко «Невеличка» – В.степанов «Умелые помощники» – М. Зощенко «Глупая история» – Н. Носов «Заплатка» 2. Просмотр видеофильмов – «Фока на все руки дока» реж. А. Белокурова – «В яранге горит огонь» реж. Ж. Витензон – «Как кошечка и собачка мыли пол» реж. А. Волков 3. Постановки кукольного театра – «Приключения игрушек» авт. Е. Ильина – «Ножки не идут» авт. Т. Караманенко 4. Проблемные ситуации 5. Этические беседы – «О самостоятельности» |
2 этап |
Формирование интереса и положительного отношения к тестопластике |
1. Беседа – «Откуда хлеб пришел» – «Народные традиции» 2. Экскурсии – в хлебный магазин – на кухню детского сада 3. Развлечение – «Рождественские святки» 4. Посещение – выставки работ взрослых и детей «Наши руки не для скуки» 5. Тематическое занятие – «Волшебное тесто» |
3 этап |
Накопление детьми умений и навыков работы с соленым тестом Развитие общественных мотивов деятельности Приобретение детьми элементов самоконтроля и самооценки Формирование самостоятельного поведения |
– Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук – Работа детей с помощью пошаговой инструкции – Работа детей по инструкционным картам – Упражнение в раскрашивании готовых поделок и игрушек – Экспериментирование с неокрашенным и окрашенным тестом – Коллективные работы – Домашние задания |
Прочее о педагогике:
Методика проведения исследования
В качестве диагностического инструментария используются известные специальной психологической литературе и зарекомендовавшие себя в исследовательской работе и психологической практике тесты. Была проведена частичная модификация отдельных методик: дополнены инструкции, и в соответствии с возрастными ...
Человеческие способности как психологические свойства личности
Перейдем непосредственно к рассмотрению способностей человека как психологических свойств личности. Способности различаются по качеству, широте, своеобразию их сочетания (структуре ) и степени развития. Качество способностей определяется той деятельностью, условием успешного выполнения которой они ...
Трёхсоставное понятие труда
Трёхсоставное понятие труда включает в себя: 1. преобразование человека, 2. качество жизни, 3. воспроизводство и развитие систем деятельности. Это понятие имеет прямое отношение к труду в сфере образования. Элементы труда, выделенные в единое понятие, реализуются в едином духовном усилии отдельного ...