Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Оптимальные пути и средства активизации познавательной деятельности учащихся в процессе чтения школьной лекции » Школьная лекция как активная форма обучения

Школьная лекция как активная форма обучения

Страница 1

Рассматривая и характеризуя понятие школьная лекция, целесообразно начать с его определения.

Лекционное изложение представляет собой развернутое теоретическое рассуждение, научный анализ и обобщение, последовательно проведенные и опирающиеся на конкретный исторический материал. В лекционном изложении материал повествования и описания служит задачам разбора и обобщения, составляя фактическую основу для выводов и заключений. При этом анализ и обобщение в лекционном изложении осуществляются не в форме беседы, а в монологической форме.

В монологической форме систематизация и рассуждения выступают не как дополнение к рассказу, а составляют самую существенную сторону преподавания. Лекция характеризуется не длительностью повествования, а важностью и сложностью изучаемой проблемы, глубиной, последовательностью и аргументированностью анализа.

Так как в данной главе лекция рассматривается как одна из активных форм обучения, следует уделить внимание этому определению. Активными являются такие формы обучения, где увеличен удельный вес и степень самостоятельности учащихся, осуществляется индивидуальный подход и развиваются творческие способности каждого ученика.

На первый взгляд кажется понятным, почему столь эффективным считается семинар. Но можно ли в один ряд с ним ставить и лекцию? Ведь нередко слова лектора входят в одно ухо слушателя и выходят из другого, так и не затронув ни единой струны в его душе. А разве не встречаются уроки-семинары, где ученики произносят по бумажке переписанные чужие слова о не прочитанной классом книге?

Дело в том, что активность или пассивность занятия определяются не видом урока, а способностью будить мысль, увлекать чувством, побуждать к действию. Активность не возникает сама собой при обращении к той или иной форме, а создается творческим трудом учителя и учащихся. И лекцию, надо сделать активной формой. Для этого заложены богатые возможности.

Лекция способна не только сообщать информацию, но, выстраивая систему знаний, убеждая, может формировать мировоззрение слушателей. Слово учителя вызывает эмоционально-эстетическое отношение, пробуждает «чувства добрые», помогает становлению личности. Наконец, с помощью лекции осуществляется руководство различными видами деятельности учащихся на уроке и вне урока, формируются разнообразные умения.

В современной школе наряду с традиционными комбинированными уроками используются и такая специфическая форма урока, как лекция. Это помогает осуществить преемственность форм и методов обучения в школе и вузе, готовит школьников к новой ступени освоения знаний.

Следует отметить, что школьная лекция существенно отличается от лекции в высшем учебном заведении. Прежде всего, обычно лекционное изложение в чистом виде почти не имеет места на уроке истории, даже в старших классах. Иногда, по мере надобности школьная лекция может охватить два-три урока, после чего проводят урок опроса или урок повторения.

Также существуют и другие особенности школьной лекции.

Учитель руководит конспективной записью учеников, сообщает тему, указывает заголовки пунктов плана лекции по мере изложения, подчеркивает интонацией важные моменты для записи, подсказывает более краткие и точные формулировки, дает возможность дословно или почти дословно записать выводы. Школьную лекцию учитель ведет более замедленным темпом, чем лектор в высшей школе.

В школьной лекции используются различного рода наглядные пособия, иногда она принимает характер беседы учителя с классом.

Страницы: 1 2 3

Прочее о педагогике:

Направления социально-педагогической деятельности с одарёнными детьми младшего школьного возраста в образовательном учреждении
Наличие в общеобразовательной школе большого количества детей с высоким уровнем общих и специальных способностей предполагает комплексную работу по их развитию и поддержке. Социально-педагогическая деятельность будет способствовать развитию одарённости у детей младшего школьного возраста в условиях ...

Активность воспитываемого как фактор формирования личности
Известно, что становление человека как личности невозможно без самоактивности, т.е. активной деятельности, в процессе которой выявляются, формируются и развиваются его личностные качества. Неверно было бы поэтому рассматривать личность лишь как объект воспитания, в не меньшей мере она является и су ...

Характеристика учебных компьютерных программ для дошкольников. Методика их использования
Эффективность компьютеризации обучения зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от рационального и умелого их введение в учебный процесс. С.Л. Новосёлова раскрыла значение и особенности введения компьютерных программ в систему дидактических средств детского сада ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru