Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Оптимальные пути и средства активизации познавательной деятельности учащихся в процессе чтения школьной лекции » Школьная лекция как активная форма обучения

Школьная лекция как активная форма обучения

Страница 2

Перед учителем всегда стоит вопрос о соотношении изложения материала и других источников исторических знаний. Объем содержания, глубина усвоения фактов и понятий определяются программой и учебником, который учитель и его ученики выбрали для работы.

К лекционной форме учителя обращаются тогда, когда надо раскрыть закономерность исторических событий, дать им научное объяснение, подвести учащихся к важным мировоззренческим выводам, дать целостное представление по какой-то проблеме, теме, разделу, изложить проблемный материал, в котором значительное место занимают теоретические вопросы.

Раньше дискутировался вопрос о соотношении содержания учебника и изложения учителем. В частности, в книге Н.Г. Дайри «Как подготовить урок истории» указывается, что от правильного соотношения текста учебника и содержания рассказа учителя зависят объем информации, которую получают учащиеся, интерес к уроку и учебнику, время, затраченное на подготовку домашнего задания.

Современная педагогическая наука выдвигает ряд требований к школьным лекциям. Во-первых, они должны быть безукоризненными в научном отношении, учить мыслить, давать образцы анализа, разбора, выхода за рамки учебника.

Во-вторых, изложение материала должно быть образным, доступным, но вместе с тем логичным, системным, последовательным. В ходе таких уроков могут быть использованы наглядные пособия, схемы, раздаточный материал (например, текст источника). Однако школьная лекция не должна быть длительно-монологичной. Осмысление, закрепление, запоминание, применение не должны переноситься на дом.

Изложение учебного материала в ходе школьной лекции должно расчленяться на логические звенья с закреплением сначала на первой ступеньке знаний, потом на второй и т.д. Каждое из постулируемых положений подкрепляется необходимым количеством аргументов и цементируется кратким выводом. Нельзя часто обращаться к лекции как форме организации урока. Она целесообразна, когда необходимо раскрыть исторические закономерности, показать логические взаимосвязи событий, процессов и явлений, сложные причинно-следственные отношения. Уместна она при подготовке учащихся к экзаменам (обзорные лекции).

Начать лекцию можно с яркого высказывания, создающего проблемную ситуацию. В процессе урока нельзя злоупотреблять простым информированием с диктовкой выводов. Основным приемом изложения должны быть рассуждение, размышление с риторической постановкой вопросов. Это помогает удержать внимание школьников, обеспечить глубокое проникновение учащихся в суть изучаемых исторических явлений и процессов.

Поскольку лекция принадлежит к методам устного изложения знаний учителем, возникает вопрос о ее отличии от рассказа и объяснения. В одном из учебников педагогики пишется: «Лекция отличается от рассказа тем, что изложение здесь не прерывается обращением к учащимся с вопросами». В другой книге говорится о другом отличии: «Школьная лекция сравнительно с рассказом и объяснением характеризуется большей научной строгостью изложения».

Вряд ли можно согласиться с указаниями на эти отличия лекции от рассказа и объяснения. В самом деле, разве лекция перестает быть лекцией оттого, что учитель по ходу изложения материала обращается к учащимся с вопросом? Наоборот, иногда полезно поставить перед учащимися вопрос, заставить их подумать с тем, чтобы активизировать их внимание и мышление. С другой стороны, нельзя признать правильным и утверждение, что лекция отличается от рассказа большей научной строгостью или точностью, так как научность изложения является важнейшим требованием ко всем методам обучения.

Страницы: 1 2 3

Прочее о педагогике:

Существенные признаки коллектива и его функции
В современной психолого-педагогической литературе употребляется два значения понятия «коллектив». Первое: под коллективом понимается любая организация, группа людей (на заводе, в цехе, бригаде, ПТУ, школе, студенческой группе и т. д.); второе: под коллективом понимается высокий уровень развития гру ...

Безъядерное будущее – выбор народа Казахстана
К своей независимости Казахстан шел многие века. 16 декабря 1991 года – это не просто праздник, это особый день в жизни каждого казахстанца. Независимость Казахстана «писалась» не с чистого листа, а имеет древние традиции. Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контур ...

Воспитание духовности и нравственности во внеурочной деятельности
Рассматривая содержание нравственного воспитания, автор отмечал, что оно должно быть направленно на формирование у личности нравственных отношений к идеологии и политике страны, к родине, труду, общественному достоянию, охране природы, к людям и самой себе. Но моральные отношения не возникают и не ...

Главное меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru