Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Оптимальные пути и средства активизации познавательной деятельности учащихся в процессе чтения школьной лекции » Приемы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе чтения школьной лекции

Приемы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе чтения школьной лекции

Страница 1

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией.

Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

В данной главе нашей работы речь пойдет об основных методах и приёмах активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории в процессе чтения лекции учителем.

Прежде всего, стоит отметить, что такой вид устного изложения как школьная лекция применяется только в старших классах. Это обусловлено, во-первых, особенностью восприятия (младшие школьники в силу своих возрастных физических особенностей не готовы к восприятию достаточно объемного материала на слух). Во-вторых, содержанием программного материала, в-третьих, задачами обучения.

Лекция обычно занимает весь урок, поэтому в процессе ее чтения особенно важно организовать слушание и активизировать познавательную деятельность старшеклассников.

Е.А.Розенфельд в статье «Урок-лекция» приводит основные особенности лекционной формы изложения материала, в среднем учебном заведении:

1. Школьная лекция непременно должна включать в себя элементы беседы. Рекомендуется вводная или повторительно-обобщающая беседа в начале занятия. В ходе лекции учителю также приходится неоднократно прерывать изложение вопросами, побуждающими учащихся к активной работе. В завершении необходимо закрепить новый материал с помощью беседы с учащимися.

2. Учитель руководит конспектированием лекции, выборочно просматривает записи учащихся, разбирает типичные ошибки. Тема лекции обязательно записывается на доске вместе с планом. В ходе урока учитель интонационно выделяет наиболее важные моменты для записи, а иногда и подсказывает наиболее краткие, четкие формулировки, чтобы учащиеся могли дословно записать выводы.

3. Школьный педагог ведет лекцию более медленным темпом.

4. Перед началом лекции целесообразно поставить проблемное задание, которое учащиеся должны выполнить в конце урока.

Пожалуй, с вышесказанным трудно не согласиться. Но следует учитывать и то, что особенности лекции могут изменяться в зависимости от ее типа и поставленных задач. Так, например, план лекции не обязательно должен быть сразу написан на доске. Учащимся может быть дано задание определить пункты плана лекции самостоятельно в ходе ее восприятия.

Дети должны четко воспринимать членение лекции на логически завершенные части. Для этого перед ее началом сообщается план или дается задание учащимся самим по ходу слушания составить его. Учитель руководит конспектированием лекции, выборочно просматривает записи учащихся, разбирает типичные ошибки. Тема лекции обязательно записывается на доске вместе с планом. В ходе урока учитель интонационно выделяет наиболее важные моменты для записи, а иногда и подсказывает наиболее краткие, четкие формулировки, чтобы учащиеся могли дословно записать выводы.

В любом случае, изложение надо вести так, чтобы четко обозначить постановку вопроса, логику анализа исторического материала, на основе которого раскрывается его сущность и значение, делаются обобщения и теоретические выводы. Не менее важно устанавливать и легко просматриваемые учениками связи между вопросами, вынесенными на лекцию.

Важным представляется наметить соотношение изложения материала учителем и других источников исторических знаний. Объем содержания, глубина усвоения фактов и понятий должна определяться учебником. Однако изложение учителя не должно полностью соответствовать тексту учебника. Содержание учебника предполагает наличие объяснения, рассказа преподавателя, учитывающего особенности состава учащихся, уровень их развития.

Н.Г. Дайри в книге «Как подготовить урок истории» указывает, что от правильного соотношения текста учебника и содержания рассказа учителя зависят объем информации, которую получают учащиеся, интерес к уроку и учебнику, время, затраченное на подготовку домашнего задания. Ни пересказ учебника, ни полный отход от него не представляются правильными, если урок не преследует особых целей.

Таким образом, определяя меру соотношения текста учебника и содержания изложения учителя, следует учитывать ряд факторов: во-первых, следует включать в рассказ самые сложные моменты урока; во-вторых, расширение материала учебника, определяемое потребностями внесения в содержание урока научных достижений, введения новых фактов, обеспечивающих связь обучения с жизнью.

Образность и конкретность – обязательные требования к изложению материала учителем и важнейшие условия его эффективности. Они необходимы для точности и яркости формируемых у учащихся исторических представлений, понятий, для более сильного эмоционального воздействия, прочности запоминания, а, следовательно и восстановления в памяти исторических знаний.

Страницы: 1 2 3

Прочее о педагогике:

Методика руководства трудом в природе в подготовительной группе
Воспитанники подготовительной к школе группе под руководством педагога продолжают ухаживать за комнатными растениями. В уголке природы, в огороде и цветнике они выращивают растения: участвуют в перекопке земли и разделке грядок и клумб, сеют семена, высаживают рассаду, часть которой они могут вырас ...

Формирование оптико-пространственных функций в онтогенезе
Различение человеком пространства формируется на основе восприятия им собственного тела. Такое восприятие складывается из сочетания пространственно-тактильной чувствительности, мышечно-суставных и органических (внутренностных) ощущений. Это комплексное восприятие человеком собственного тела носит н ...

Описание опыта работы по использованию наглядных методов на уроках информатики в младших классах МОУ «ООШ п. Восточный»
В данном параграфе предпринята попытка описания педагогического опыта по использованию наглядных методов на уроках информатики и ИКТ в младших классах, на базе МОУ ООШ поселка Восточный. Анализ научной и методической литературы по проблеме позволяет нам отметить, что определенной методики по исполь ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru