Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Оптимальные пути и средства активизации познавательной деятельности учащихся в процессе чтения школьной лекции » Особенности лекции на разных этапах изучения материала

Особенности лекции на разных этапах изучения материала

Страница 1

В данной главе речь пойдет о разнообразии видов лекций в зависимости от этапа изучения материала. Существует огромное количество классификаций школьных лекций: классификация по форме содержащегося в лекции материала, по форме проведения, по этапам изучения материала и пр.

Для нашей работы первостепенное значение представляет классификация лекций по этапам изучения материала:

Классификация школьных лекций:

Вводные лекции: на них учащиеся знакомятся в свернутом виде с основными теоретическими положениями темы и с общей характеристикой крупной проблемы.

Установочные лекции: сжатое, компактное и при этом неполное изложение (некоторые аспекты оставлены для самостоятельного изучения) основного содержания какой-либо темы. На таких занятиях обязательно сообщается инструкция по методике учебной деятельности на последующих уроках. Установочные лекции необходимы, если требуется создание прочной основы для формирования на последующих уроках темы соответствующих знаний и умений.

Текущие лекции: целесообразны при разъяснении сложной темы, если для ее традиционного изучения у учащихся отсутствует необходимый потенциал.

Обобщающие лекции: анализ изученных ранее проблем на основе обобщения и систематизации знаний, полученных учащимися на предшествующих занятиях по теме.

Обзорные лекции: рассмотрение основных, узловых вопросов темы, изучение которой в соответствии с программой осуществляются в порядке общего ознакомления.

Далее рассмотрим подробнее сущность каждого вида лекции.

Вводные лекции целесообразно проводить в начале изучения новой темы. Вводной лекции принадлежит особая роль. Ее материал подготавливает учеников к восприятию основной информации по данной теме.

Учитель не рассматривает все вопросы предстоящей темы, а выделяет лишь ключевые, уяснение которых позволит учащимся лучше усвоить материал на практических занятиях и в самостоятельной работе. В водной лекции зачастую широко используется внутрипредметные и межпредметные связи. Для вводной лекции наиболее типичными являются обобщение, доказательства, оценочные выводы.

Установочная лекция сохраняет все особенности вводной, но имеет свою специфику: знакомит учеников со структурой учебного материала, содержит программный материал, самостоятельное изучение которого представляет для учеников трудность.

Текущие лекции проводятся в рамках определенной темы. Они способны расширить объем знаний учеников.

Обобщающая лекция проводится в завершении изучения раздела или темы для закрепления получаемых учащимися знаний. При этом учитель выделяет узловые вопросы, широко использует обобщающие таблицы, схемы, алгоритмы, позволяющие включить усвоенные знания, умения и навыки в новые связи и зависимости переводя их на более высокий уровень усвоения, способствуя тем самым применению полученные знания, умений и навыков в нестандартных поисково - творческих заданиях.

Проводятся с целью систематизации знаний учащихся, получаемых ими в ходе самостоятельного изучения учебного материала. Основным в обзорной лекции является умение учителя так отобрать и сгруппировать факты, чтобы в ходе её проведения ученики логически осмыслили закономерности тех или иных явлений, фактов изучаемой темы или раздела. Этот вид лекции может быть использован при подготовке учащихся к экзаменам, когда необходимо закрепить и систематизировать знания учащихся.

Применение обзорных учебных лекций при изучении тем в старших классах имеет свою специфику. Обзор—это следствие, вывод, изложение обозрения, т. е. видного со всех сторон, рассмотренного в общем виде, и довольно краткое, сжатое и обобщенное сообщение о ряде однородных явлений.

Страницы: 1 2

Прочее о педагогике:

Аннотированный обзор дидактических компьютерных игр по математике для начальной школы
Для выявления педагогических аспектов использования дидактических компьютерных игр по математике в начальной школе проведем их сравнительную экспертизу (по Смоляниновой О.Г.) для выбора дисков, удовлетворяющих цели исследования. Особенностью компьютерных дидактических игр является активное и непоср ...

Проблема активности личности в обучении
Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике. Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, профессиональной ее подготовки требует принципиальн ...

Виды эстетического воспитания
Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания: эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности; художественное воспитание в его образовательно-теоретическом ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru