Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Особенности формирования нравственных качеств у школьников в условиях учреждений дополнительного образования » Анализ отечественной и зарубежной литературы по формированию нравственного воспитания детей

Анализ отечественной и зарубежной литературы по формированию нравственного воспитания детей

Страница 1

Истоки проблемы воспитания нравственной культуры личности имеют свое начало в концепциях представителей философии эпохи античности (Аристотель, Гераклит, Демокрит, Сенека, Сократ и др.).

В философии и культурологии проблема нравственности трактуется как одна из универсальных форм общественного и личного миропонимания, является совокупностью общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу (Д.А. Андреев, О.Г. Дробницкий, И Кант и др.), средоточение сомнений и тайная свобода нравственного выбора (В.С. Библер), выражает признание равенства, реализуется в повседневной практике (П.П. Блонский, М.С. Каган).

С педагогической точки зрения нравственность понимается как способ освоения социального опыта, духовно-практическая деятельность (С.Ф. Анисимов, Л.И. Рувинский, Т.М. Титаренко, И.Ф. Харламов и др.), личностная характеристика, система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров, В.А. Сластенин и др.), общественное явление (В.В. Сериков), выработанные нормы и правила поведения (В.С. Селиванов, Е.В. Таранова, А.И. Шемшурина и др.).

В психологических исследованиях (Л.И. Божович, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.В. Зеньковский, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддьяков, С.Л. Рубинштейн, Е.В. Субботский, Т.М. Титаренко, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, С.Г. Якобсон и др.) рассматриваются различные аспекты научного подхода к формированию нравственных представлений, знаний, суждений, чувств, привития моральных норм и правил поведения, показано, что младший школьный возраст как один из наиболее сензитивных и динамичных периодов в воспитании и развитии ребенка имеет все необходимые предпосылки для воспитания основ нравственной культуры у детей.

В определении сущности нравственности и нравственных качеств личности как сложных интегративных психологических образований существуют два методологических подхода: социальный и личностный.

Социальный подход базируется на психологической концепции субъективных отношений личности. Основателем этой концепции в отечественной психологии был А.Ф.Лазурский. Позднее идеи А.Ф.Лазурского о субъективных отношениях личности были развиты В.Н.Мясищевым.

Согласно психологической концепции В.Н.Мясищева целостная система субъективных отношений и связей личности к различным сторонам объективной действительности, представляющая собой индивидуальный опыт социальных отношений человека, определяет его поведение и деятельность и является основой личности.

Личностный подход требует от исследователей рассмотрения нравственных качеств прежде всего как психологических образований моральной сферы личности. В этой связи С.Л.Рубинштейн, указывая на необходимость изучения проблемы формирования качеств личности, определяющих характер человека, отмечал их психологическую природу и подчеркивал, что устойчиво сформированные качества личности, определяющие характер человека, обусловливают направленность его деятельности и поведения.

Л.И.Божович, разрабатывая концепцию формирования качеств как психологических образований личности школьника, также отмечала, что по своей психологической природе они являются как бы синтезом, сплавом специфического для данного качества мотива и специфических для него форм и методов поведения. При этом Л.И.Божович подчеркивала, что "костяком" качеств личности выступают прочно сформировавшиеся у нее привычки.

Б.Т.Лихачев придерживается мнения, что такие нравственные качества и свойства личности, как патриотизм, доброта, порядочность, честность, правдивость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм и др., образуются на базе нравственных чувств, сознания и воли.

И.Ф.Харламов также отстаивает точку зрения, согласно которой нравственные качества личности школьника следует рассматривать как психологические образования ее моральной сферы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее о педагогике:

Этапы и уровни развития коллектива
Коллектив как специально организованное объединение учащихся формируется не сразу. Ни одно объединение людей изначально не проявляет существенных признаков, которые характеризуют коллектив. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов. Этапы развития коллектива, где требов ...

Психолого-педагогические основы формирования познавательного интереса в семье
Сущность понятия познавательного интереса, его структура Одним из постоянных сильнодействующих мотивов деятельности является интерес. Интерес (от лат. «interest» - имеет значение «важно») – это реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Интерес можно определить как положительн ...

Рекомендации по выполнению творческого проекта по теме: «Вязание варежек»
Проект – комплекс технических документов, содержащих расчеты, чертежи, макеты предназначенных к постройке, изготовлению или реконструкции сооружений, установок, машин, аппаратов, приборов. Суть учебного проекта состоит в выполнении какого-либо объекта труда (доступного или посильного учащемуся) и р ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru