Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Особенности формирования нравственных качеств у школьников в условиях учреждений дополнительного образования » Анализ отечественной и зарубежной литературы по формированию нравственного воспитания детей

Анализ отечественной и зарубежной литературы по формированию нравственного воспитания детей

Страница 2

Таким образом, в психологии и педагогике нравственные качества рассматриваются как психологические образования личности. Представление о нравственных качеств как психологических образованиях моральной сферы школьника определяет главный общетеоретический подход к научной разработке теоретических основ и решению практических проблем их воспитания. Данный подход показывает, что нравственные качества выступают как цель и результат воспитания, а те индивидуально-психологические изменения, которые в этом процессе происходят во внутренней нравственно-психологической сфере личности младшего школьника, являются главными показателями его нравственности, определяют характер его нравственных отношений, направленность поведения и деятельности. Поэтому при осуществлении процесса нравственного воспитания необходимо создавать определенные воспитательные условия, при которых внешние воспитательные влияния и воздействия на младших школьников, направленные на усвоение ими опыта нравственных отношений, переходили бы во внутренний психологический план личности и способствовали бы формированию ее нравственных качеств. Такие воспитательные условия возникают при включении младших школьников в разнообразные виды деятельности и общение.

Участие младших школьников в деятельности, выполнение ими социальных функций и ролей, включение в систему социальных нравственных отношений, практически весь образ их жизни обеспечивают формирование и закрепление нравственных качеств личности. Организованная педагогом деятельность как раз и создает те воспитательные ситуации, те взаимодействия и нравственные отношения, в которых происходит формирование нравственных качеств личности школьника и их проявление.

Хотя формирование нравственных качеств личности школьника объективно обусловлено теми нравственными отношениями, в которые он включается в процессе деятельности и индивидуальной жизни, это не означает его пассивно-приспособленческую позицию в системе этих отношений, а характеризует его как активного субъекта этих отношений. В процессе выполнения определенной деятельности происходит не только включение школьников в систему нравственных отношений, но и активизация их психических процессов и состояний. Участвуя в деятельности, они должны воспринимать, быть внимательными, запоминать, думать, проявлять волевые свойства, переживать и т.д.

Рассмотрение младшего школьника как субъекта деятельности, а самой деятельности как основы воспитания его нравственных качеств показывает, что их формирование определяется той системой связей и нравственных отношений, которые актуализируются деятельностью, а также зависит от того, какую активность младший школьник в ней проявляет. Именно активно-деятельностная сторона самой личности младшего школьника и является одним из важнейших условий воспитания его нравственных качеств.

Социальная жизнь младшего школьника включает не только отношения к предметному миру, но и к другим людям — взрослым и сверстникам. Эта сфера его жизнедеятельности реализуется посредством контактов с другими людьми, через общение с ними.

В реальном воспитательном процессе трудно представить деятельность младших школьников вне их общения со взрослыми и сверстниками. В этой связи организация позитивного общения младших школьников и целенаправленное педагогическое руководство им представляется весьма важным средством воспитания их нравственных качеств.

Таким образом, научная разработка теоретических и методических основ нравственного воспитания базируется на построении такой системы внешне задаваемых видов деятельности и общения, которая обеспечивает усвоение младшими школьниками социального морального опыта и целенаправленное осуществление процесса формирования нравственных качеств личности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее о педагогике:

Проблема развития творческого мышления
В психологии развития существуют три подхода к проблеме развития творческого мышления: 1) генетический, отводящий основную роль наследственности; 2) средовой, представители которого считают решающим фактором развития внешние условия; 3) генотип - средового взаимодействие, сторонники которого выделя ...

Результаты опытно-экспериментальной работы
Каждый урок обогащает учащихся новыми знаниями, расширяет их кругозор. В то же время урок имеет большую воспитательную ценность, формируя у учащихся нравственные качества личности. Задачи, встающие перед учителем математики, который использует преподавание своей науки в воспитательных целях, трудне ...

Понятие «информационные технологии»
Информационные процессы (сбор, обработка и передача информации) всегда играли важную роль в науке, технике и жизни общества. В ходе эволюции человечества просматривается устойчивая тенденция к автоматизации этих процессов, хотя их внутреннее содержание по существу осталось неизменным. Информатизаци ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru