Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Особенности формирования нравственных качеств у школьников в условиях учреждений дополнительного образования » Анализ отечественной и зарубежной литературы по формированию нравственного воспитания детей

Анализ отечественной и зарубежной литературы по формированию нравственного воспитания детей

Страница 3

Психологические компоненты конкретизированной структуры нравственных качеств представлены на рисунке 1. На приведенной схеме в структуре нравственных качеств личности младшего школьника выделены следующие психологические компоненты:

— потребностно-мотивационный компонент, представляющий собой систему доминирующих нравственных потребностей и мотивов деятельности и поведения личности младшего школьника;

— интеллектуально-чувственный компонент, определяющий уровень развития морального сознания младших школьников (нравственные представления, понятия, взгляды, эмоции и чувства);

— поведенческо-волевой компонент, выражающий степень сформированности и устойчивости нравственных умений, навыков и привычек, а также волевых свойств личности младшего школьника.

Рис. 1. Структура нравственного качества личности младшего школьника

Именно в поведении, в практической реализации нравственных умений, навыков и привычек, волевых свойств личности в конкретные ее поступки проявляется действенность нравственных качеств, наиболее четко выступает их содержательно-процессуальная сторона, отражающая связь субъективных психологических образований в сознании индивида с объективным миром. Другими словами, в поведении личности младшего школьника происходит процесс "опредмечивания" его нравственных качеств, благодаря чему обеспечивается тесное единство нравственных знаний и поведения.

Итак, нравственное качество есть динамичная интегративная совокупность психических процессов, состояний и свойств, характеризующих потребностно-мотивационную, интеллектуально-чувственную и поведенческо-волевую сферы личности, содержание и структура которых определяют ее субъективные отношения к окружающей действительности и соответствующим образом проявляются в поведении и деятельности.

На рисунке 2 предлагается детализированная схема, отражающая единство и взаимосвязь целей, содержания и процессуальных элементов воспитания нравственных качеств личности младшего школьника. Охарактеризуем и проанализируем эту схему, чтобы в дальнейшем сделать соответствующие теоретические и практические выводы, имеющие важное значение как для научного исследования рассматриваемой проблемы, так и для организации реального процесса воспитания нравственных качеств младших школьников. Цель воспитательной деятельности есть мысленно представляемый (прогнозируемый) ее конечный результат. Когда речь идет о педагогической деятельности по осуществлению нравственного воспитания, то, естественно, конечным результатом выступают нравственные качества школьников. Конечно, воспитание вообще может также способствовать появлению каких-то качеств личности.

Однако вероятность получения положительного результата воспитательной деятельности значительно возрастает, если последняя направлена на формирование определенного нравственного качества личности, заданного как цель. В этом случае цели нравственного воспитания младших школьников не могут быть абстрактными и недосягаемыми. Они должны выражаться в тех конкретных нравственных качествах, которые необходимо и возможно сформировать у детей в младшем школьном возрасте. Такими общими целями нравственного воспитания выступают базовые (интегративные) нравственные качества личности младшего школьника.

Рис. 2. Единство целей, содержания и процессуальных основ воспитания нравственных качеств младших школьников

Основные направления организации нравственного воспитания:

1. Воспитание у младших школьников патриотических и интернационалистических знаний и чувств (отношения к Родине, другим странам и народам).

2. Воспитание у детей начальных классов бережливости (отношения к материальным ценностям и природе).

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее о педагогике:

Методика работы над словами различной слоговой структуры
Речь ребенка, страдающего алалией, изобилует выраженными отклонениями в воспроизведении слогового состава слова, которые сохраняются даже в отраженной речи. Эти отклонения носят характер той или иной деформации правильного звучания слова, отражающей трудности воспроизведения слоговой структуры. Про ...

Общие особенности развития детей от трех до семи лет
3-4 года — очень важный период в жизни ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки нравственно-физического и умственного развития малыша. Центральной функцией, которая определяет все остальные процессы, становится память. До 3-х лет ребенок развива ...

Семья – социальный институт формирования личности
Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Этот древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития: от родоплеменных ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru