Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Особенности формирования нравственных качеств у школьников в условиях учреждений дополнительного образования » Анализ отечественной и зарубежной литературы по формированию нравственного воспитания детей

Анализ отечественной и зарубежной литературы по формированию нравственного воспитания детей

Страница 3

Психологические компоненты конкретизированной структуры нравственных качеств представлены на рисунке 1. На приведенной схеме в структуре нравственных качеств личности младшего школьника выделены следующие психологические компоненты:

— потребностно-мотивационный компонент, представляющий собой систему доминирующих нравственных потребностей и мотивов деятельности и поведения личности младшего школьника;

— интеллектуально-чувственный компонент, определяющий уровень развития морального сознания младших школьников (нравственные представления, понятия, взгляды, эмоции и чувства);

— поведенческо-волевой компонент, выражающий степень сформированности и устойчивости нравственных умений, навыков и привычек, а также волевых свойств личности младшего школьника.

Рис. 1. Структура нравственного качества личности младшего школьника

Именно в поведении, в практической реализации нравственных умений, навыков и привычек, волевых свойств личности в конкретные ее поступки проявляется действенность нравственных качеств, наиболее четко выступает их содержательно-процессуальная сторона, отражающая связь субъективных психологических образований в сознании индивида с объективным миром. Другими словами, в поведении личности младшего школьника происходит процесс "опредмечивания" его нравственных качеств, благодаря чему обеспечивается тесное единство нравственных знаний и поведения.

Итак, нравственное качество есть динамичная интегративная совокупность психических процессов, состояний и свойств, характеризующих потребностно-мотивационную, интеллектуально-чувственную и поведенческо-волевую сферы личности, содержание и структура которых определяют ее субъективные отношения к окружающей действительности и соответствующим образом проявляются в поведении и деятельности.

На рисунке 2 предлагается детализированная схема, отражающая единство и взаимосвязь целей, содержания и процессуальных элементов воспитания нравственных качеств личности младшего школьника. Охарактеризуем и проанализируем эту схему, чтобы в дальнейшем сделать соответствующие теоретические и практические выводы, имеющие важное значение как для научного исследования рассматриваемой проблемы, так и для организации реального процесса воспитания нравственных качеств младших школьников. Цель воспитательной деятельности есть мысленно представляемый (прогнозируемый) ее конечный результат. Когда речь идет о педагогической деятельности по осуществлению нравственного воспитания, то, естественно, конечным результатом выступают нравственные качества школьников. Конечно, воспитание вообще может также способствовать появлению каких-то качеств личности.

Однако вероятность получения положительного результата воспитательной деятельности значительно возрастает, если последняя направлена на формирование определенного нравственного качества личности, заданного как цель. В этом случае цели нравственного воспитания младших школьников не могут быть абстрактными и недосягаемыми. Они должны выражаться в тех конкретных нравственных качествах, которые необходимо и возможно сформировать у детей в младшем школьном возрасте. Такими общими целями нравственного воспитания выступают базовые (интегративные) нравственные качества личности младшего школьника.

Рис. 2. Единство целей, содержания и процессуальных основ воспитания нравственных качеств младших школьников

Основные направления организации нравственного воспитания:

1. Воспитание у младших школьников патриотических и интернационалистических знаний и чувств (отношения к Родине, другим странам и народам).

2. Воспитание у детей начальных классов бережливости (отношения к материальным ценностям и природе).

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее о педагогике:

Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование — одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. Но прежде чем использовать имеющиеся резервы, необходимо подтянуть детей до нужного уровня готовности к обучению. С ...

Обучение грамоте и развитию речи
Такого типа задания можно использовать в качестве физкультминуток. Задание 1. Педагог: Я буду называть слова. Затем мы будем произносить их вместе и слушать звуки. Если в словах вы услышите звук [ш], встаньте, если услышите звук [ж] – присядьте. Слова: шубка, шапка, жили, шить, ложка, ложечка, ежик ...

Средства, методы и формы социально-культурной деятельности, направленные на формирование здорового образа жизни старших дошкольников
Реализация основ здорового образа жизни, помимо выполнения рационального жизненного распорядка и усвоения детьми правил гигиены, включает и полноценное питание, достаточную двигательную активность в течение дня, необходимый объем гигиенической грамотности в целом, а также социокультурные мероприяти ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru