Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Особенности формирования нравственных качеств у школьников в условиях учреждений дополнительного образования » Программа опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных качеств

Программа опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных качеств

Страница 4

Назначение данных занятий: стимулировать повышение интереса к проблемам нравственности и морали, к проблемам добра, долга, милосердия; развитие потребностей к самосовершенствованию, проявлению гуманности и любви к окружающим (людям, животным, растениям).

На ценностно-ориентированном этапе мы использовали игры для выявления отношения детей к нравственным ценностям. С помощью игры закреплялись нравственные привычки. Через игру и в процессе игры ребенок проживает все основные ситуации жизни, выявляет свое отношение к ценностям. Огромное напряжение, которое приходится преодолевать, чтобы овладеть целым рядом нравственных умений, отношений и знаний в контексте игры, остается незаметными для самого школьника. Особую роль в эксперименте выполняли ролевые игры социальной направленности.

Как показывает педагогический эксперимент, такие игры способствуют успешной реализации и закреплению нравственных ценностей, умению самостоятельно принимать решение в нестандартной ситуации. В созданной игровой ситуации дети переживают событие вместе со своими героями, стараются овладеть их морально-волевыми качествами, интенсивно воспринимают опыт других, развивают навыки выбора решений по отношению к действиям, поведению младших школьников. Как известно, в качестве обязательного элемента в ролевой игре присутствует имитационная модель, которая отражает выбранный фрагмент действительности как способ замещения реальности. Имитационной моделью в нашем случае является "Магазин ценностей". За основу конструирования игры взяты идеи Л.И. Маленковой, А.С. Прутченкова, Н.Е. Щурковой. Цель разработанной нами ролевой игры "Магазин ценностей" заключалась в изучении уровня воспитания нравственных качеств личности и создании духовно-нравственной атмосферы в сообществе. На основе имитационной модели создавалась игровая ситуация по купле-продаже положительных и отрицательных ценностей. Наряду с имитационной моделью в ролевой игре присутствует объект имитации, представляемый конкретной деятельностью специалистов. В нашем случае были представлены: директор магазина (социальный педагог), который продавал ценности; покупатели (дети), покупающие недостающие ценности; независимые эксперты (родители, психолог). В результате проведения социально-ролевой игры дети осмысливали общечеловеческие ценности, приобретали навыки участия в дискуссии и принятия коллективных и индивидуально-ценностных решений в различных ситуациях.

Игра проводилась нами в три этапа: подготовительный, содержательный (проведение игры) и заключительный этап. На подготовительном этапе школьникам предлагалось разделиться на несколько групп по 5-6 человек в каждой группе. Все учащиеся играли роль покупателей нравственных ценностей. Положительные качества (доброта, милосердие, отзывчивость, аккуратность терпеливость, вежливость и т.д.), которых, по мнению самих детей, у них не хватает, они приобретали в магазине Ценности в обмен на свои отрицательные (недисциплинированность, грубость, жадность, эгоизм и т.д.) или же на свои положительные, которые у них имеются в избытке. После проведенной купли-продажи педагог вместе с учащимися подводит итоги осуществленной сделки. Они обсуждают, что нужно сделать для того, чтобы купленные, т.е. приобретенные положительные качества закрепить в своем поведении

В течение всего года педагог (директор магазина) ведет наблюдение за учащимися, организует совместную деятельность по улучшению духовно-нравственной атмосферы в УДО, осуществляет педагогическую поддержку, стимулирует работу младших школьников по развитию положительных нравственных ценностей, обсуждает эту проблему с родителями. В конце учебного года проходит следующий этап игры. Детям предлагается приобрести те нравственные ценности, которые, по их мнению, удалось сформировать в своем характере в течение этого года, а на аукционе выставить ненужные вещи, т.е. отрицательные качества, которые еще сохранились у них. Заключительный этап игры оценочный. Он связан с результатами игры. По завершению игры подводились итоги торгов, которые помогают учащимся проанализировать результаты работы по сформированности купленных нравственных ценностей.

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее о педагогике:

Этика, мораль, нравственность: понятия, сущность, исторический аспект
В начале исследования необходимо раскрыть сущность базовых понятий, которыми мы будем оперировать на протяжении всей работы. Ключевыми понятиями в данном исследовании являются: структура морали, общечеловеческие ценности, этические знания, развитие этических знаний. В истории развития человеческого ...

Формы организации труда в природе в подготовительной группе
Что же представляют собой принятые в детских садах формы организации труда дошкольников- поручения, дежурства, коллективный труд? Какие возможности для воспитания детей таятся в каждой из них? Рассмотрим эти формы работы 1) Поручения. Трудовые поручения - наиболее простая форма организации труда де ...

Воспитательная система в работе с классом
Поиски обновления и совершенствования воспитательной, практики привели к идее создания воспитательной системы в классе. Эта идея еще не вошла в массовую практику, но администрация и педагоги учебных заведений, убедившись в целесообразности и эффективности системного подхода на уровне образовательно ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru