Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Особенности формирования нравственных качеств у школьников в условиях учреждений дополнительного образования » Рекомендации по воспитательной работе педагогам УДО

Рекомендации по воспитательной работе педагогам УДО

Страница 1

Суть приема - в организации обстоятельств, требующих от ученика правильных поступков, рассчитанных па развитие нравственных качеств. Воспитатель заставляет учащихся совершить ряд поступков, которые своим содержанием требуют, чтобы ученик проявил именно эту черту характера. Многократное правильное поведение послужит нравственным упражнение в выработке положительной черты характера (доброты, гуманности, чуткости, справедливости и т.д.) Сложность: необходимо правильно подобрать серию поступков, которые послужат упражнением для формирования намеченного нравственного качества.

Ученик не должен подозревать, что предлагаемое задание носит специально воспитательный характер - оно должно выглядит естественно. Допустимо создавать условия, при которых ученику в присутствии товарищей бывало бы неудобно отказаться от предложенного задания, но не следует действовать прямым приказом. Нравственное упражнение развивает новые мысли и чувства, новые мотивы поведения - в этом его воспитательное значение.

2. Доверие

Сущность - поручение воспитаннику определенного ответственного дела. Оно развивает чувство долга и ответственности, укрепляет дисциплину, организованность, инициативу, активность, т.е. мобилизует все силы, чтобы выполнить поручение.

Поручение должно быть носильным и вызывать интерес. Иногда лучше дать такое поручение, которое выполняется за сравнительно короткий срок, чтобы ученик сразу увидел результат своего труда. Деятельность, облеченная доверием, характеризуется большим накалом чувств: создается психологическое состояние, благоприятное для пробуждения положительных качеств. Па доверие откликаются все учащиеся, а особенно те, которые потеряли доверие окружающих. Доверие основывается на закономерности развития чувств и воли. Сложность: доверие вызывает радость и воодушевление только тогда, когда воспитанник начал сомневаться в правильности своего поведения, когда он мечтает заслужить любовь воспитателя, желает стать достойным членом коллектива. Если ребенку чужды интересы коллектива, выражение доверия не трогает его, предстоящее поручение тяготит и ребенок его не выполняет. Здесь уместен прием вовлечения в интересную деятельность.

3. Пробуждение гуманных чувств

Для пробуждения гуманных чувств необходимо найти в окружающей обстановке такие условия, при которых ученики сами увидели бы людей, нуждающихся в помощи. Но чтобы дети не прошли равнодушно мимо, учитель должен обратить внимание на испытываемые людьми трудности и способствовать совершению хорошего поступка. Важно, чтобы работа соответствовала их способностям, была увлекательна для них и давала возможность проявить свои умения, чтобы роль учителя ими была бы не замечена. Данный прием основывается на сопереживании. Способность к сопереживанию, к сочувствию надо воспитывать, исходя из морального кодекса воспитания нравственных принципов.

4. Активизация сокровенных чувств

Воздействие заключается в создании незаметного для учащихся таких обстоятельств, которые вызывают звучание глубоко скрытых чувств, на их основе воспитываются благородные стремления. Сокровенные чувства не всегда являются ведущими, активными. Задача воспитателя состоит в том, чтобы в организуемой педагогической ситуации активизировать сокровенные чувства учащихся, сделать их ведущими и на этих чувствах базировать перестройку поведения воспитуемого. Прием активизации сокровенных чувств способствует установлению более сердечных взаимоотношений между воспитателем и учеником. Данный прием основывается на динамике развития чувств, когда в повой педагогической ситуации ведущим может оказаться появившиеся повое сильное чувство, либо чувство, ранее второстепенное.

5. Доброта, внимание, забота

Доброта и внимание к ученику, помощь со стороны коллектива вызывают в ребенке ответные благородные чувства, порождают радость, признательность. Данный прием более необходим, если ребенок обижен. Тогда боль и огорчение порождают озлобление, стремление сделать назло, напротив, отомстить. Причины для обид могут быть различными: ненормальная обстановка в семье, неласковые родители, чрезмерно суровое отношение родителей к ребенку, частое осуждение и наказание в школе. Неожиданное проявление доброты, внимания и заботы может вызвать сильные ответные чувства. Причем учащиеся должны чувствовать искренность учителя.

Упражнения и задания

1. Нравственно-познавательная деятельность

Разложи картинки, пиктограмма , математика и вежливость, уроки нравственности в предметной деятельности: этике, философии, истории, литературе, биологии. Устный журнал, смотр знаний, викторина Что? Где? Когда? , вечер разгаданных и неразгаданных тайн, неделя школьной науки, психологический практикум Учись учиться , серия классных часов Замечательные люди науки , За страницами учебника .

Страницы: 1 2 3

Прочее о педагогике:

Особенности развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта
Процесс обучения требует от учащихся умение произвольно организовать свою деятельность, определенную сформированность основных мыслительных операций и достаточный уровень развития мелкой моторики рук. М.М. Кольцова пришла к выводу, что у некоторых учащихся моторные затруднения могут быть связаны с ...

Результаты реализации программы педагогического взаимодействия с семьей в период подготовки ребенка к школе
Для определения эффективности проведенной работы была проведена повторно диагностическая процедура старших дошкольников и родителей (контролирующий эксперимент). Диагностика готовности старших дошкольников к школе проходила по тем же субтестам, предложенным в констатирующем эксперименте. В результа ...

Анализ отечественной и зарубежной литературы по формированию нравственного воспитания детей
Истоки проблемы воспитания нравственной культуры личности имеют свое начало в концепциях представителей философии эпохи античности (Аристотель, Гераклит, Демокрит, Сенека, Сократ и др.). В философии и культурологии проблема нравственности трактуется как одна из универсальных форм общественного и ли ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru