Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми младшего школьного возраста в образовательном учреждении » Психолого-педагогическая характеристика одарённости детей младшего школьного возраста

Психолого-педагогическая характеристика одарённости детей младшего школьного возраста

Страница 1

Возраст, о котором пойдёт речь, редко привлекает специальное внимание исследователей. Его традиционно считают одним из самых стабильных периодов жизни человека – никаких (или почти никаких) новых проблем взрослые – родители и учителя – часто не замечают, возможно, поэтому «отдыхают» от родительских и учительских забот, общаясь с детьми младшего школьного возраста. Что же происходит в этот тихий период человеческой жизни?

В отечественной возрастной психологии исследуемый возраст приходится на период младшего школьного возраста. Так или иначе, школа является важнейшим социальным пространством, где разворачиваются жизненные события ребёнка, в которых он решает свои важнейшие проблемы развития.

Считается, что самой главной среди них является установление и осуществление социальных связей. Решение именно этой задачи предполагает переживание себя как владельца тайны собственного «Я». Границы собственного психологического пространства ребёнок начинает охранять усиленно с применением самых разнообразных средств, выглядящих для наблюдателя как появление скрытности, как бы подтекста в отношениях ребёнка с другими людьми.

Мера правильности связана с осознанием детьми того факта, что отношения между людьми строятся на основе норм. Мера правильности, требование соблюдать её – основа развития морального сознания ребёнка, направленного на сохранение и развитие границ психологического пространства за счёт укрепления его непрозрачности для других.

Ориентация на правильность как соответствие некоторому образцу делает детей этого возраста сензитивными к освоению технологии осуществления правильной, нормальной жизни – они легко и охотно учатся тому, что имеет воплощённый в «хорошем» (правильном) предмете результат, соответствующего их представлениям о реальных вещах, которые могут заполнить их психологическое пространство.

Умелость ребёнка, разворачивающаяся в предметной деятельности, не обязательно проявляется в социальных отношениях или в школе, она становится той школой в школе, которую приходится осваивать по специфическим законам.

Школьное детство – новая ступень в формировании индивидуальности ребёнка. Содержание её кратко можно представить следующим образом: научиться соотносить общие и частные, родовые и видовые свойства предметов, вещей и явлений, отношений людей, научиться организовывать своё поведение в соответствии с этими свойствами.

С поступлением ребёнка в школу происходят изменения и в его отношениях с окружающими людьми, причём довольно существенные. Прежде всего, значительно увеличивается время, отводимое на общение. Изменяются темы общения, в него не входят темы, связанные с игрой. Кроме того, у детей младшего школьного возраста отмечаются первые попытки сдерживания эмоций, непосредственных импульсов и желаний. В младшем школьном возрасте сильнее начинает проявляться их индивидуальность. Происходит значительное расширение и углубление знаний, совершенствуются умения и навыки ребёнка, у большинства детей к III-IV классам обнаруживаются как общие, так и специальные способности к различным видам деятельности.

Младший школьный возраст – это период детства, ведущей в котором становится учебная деятельность. С момента поступления ребёнка в школу она начинает опосредовать всю систему его отношений. В процессе учебной деятельности происходит перестройка познавательных процессов, формирование произвольности, продуктивности и устойчивости, развитие произвольного внимания, произвольного целенаправленного восприятия, наблюдения, произвольного осмысленного запоминания, памяти.

Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлечённое словесно-логическое и рассуждающее мышление на уровне конкретных понятий.

Другим важным новообразованием этого возраста можно назвать развитие саморегуляции, произвольности поведения, что становится важным качеством личности ребёнка.

У младшего школьника происходит развитие рефлексии, формируется внутренний план действий, формируются отношения в учебном коллективе.

Рефлексия проявляется в возможности выделять особенности своих действий и делать их предметом анализа. Младший школьник начинает ориентироваться на общекультурные образцы действия, которыми он овладевает в диалоге с взрослыми.

Всё новые требования, новые правила в отношениях с другими людьми, новые нормы предметных действий раскрывают неизвестные до сих пор закономерности объектов. Мир упорядочен системой научных знаний и понятий, которыми ребёнку надо овладеть.

Необходимо отметить, что одарённые дети имеют ряд особенностей от обычных детей, которые рассмотрим несколько подробнее.

Одарённые дети заметно отличаются повышенным интересом к дивергентным задачам, явно предпочитая их заданиям конвергентного типа. Создаваемые этими задачами ситуации с высокой степенью неопределённости не подавляют, а, напротив, стимулируют активность ребёнка. Решение проблем такого рода требует поиска разных подходов, часто необходима интуиция, озарение и другие специфические характеристики продуктивного мышления .

Страницы: 1 2

Прочее о педагогике:

Технические средства обучения для развития внимания на уроках иностранного языка
Идет урок иностранного языка. В первые же минуты урока, едва поздоровавшись с детьми, молодая учительница включает магнитофон. Звучит диалог на английском языке. Однако качество записи такое, что разобрать, о чем говорится, почти невозможно. Это обстоятельство не смущает ни учительницу, ни учеников ...

Ознакомление учащихся с химическими производствами в органической химии
Переработка нефти В процессе изучения этого производства нужно: а) ознакомить учащихся с перегонкой и крекингом нефти; б) вскрыть основные научные принципы промышленной переработки нефти; в) показать успехи нефтяной промышленности. Учитель сначала знакомит учащихся с нефтью — объясняет: а) народнох ...

Активность воспитываемого как фактор формирования личности
Известно, что становление человека как личности невозможно без самоактивности, т.е. активной деятельности, в процессе которой выявляются, формируются и развиваются его личностные качества. Неверно было бы поэтому рассматривать личность лишь как объект воспитания, в не меньшей мере она является и су ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru