Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми младшего школьного возраста в образовательном учреждении » Понятие «одарённость», «одарённые дети» в научной литературе

Понятие «одарённость», «одарённые дети» в научной литературе

Страница 2

Следующий важный момент, который нам надо отметить, это то, что одаренность – всего лишь потенциал, что может привести к успеху, а может и не реализоваться. Потому-то и в обществе ценится не сама одаренность, не то, у кого какой умственный потенциал, а то, что достиг тот или иной человек.

К числу наиболее популярных в современной психологии моделей одаренности относится концепция, разработанная американским ученым Джозефом Рензулли. Согласно этой концепции одаренность есть не просто высокий коэффициент интеллекта, или высокая креативность, это сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Суть ее хорошо иллюстрирует предложенная автором схема.

Рассмотрим основные составляющие его модели.

Мотивация. Мотив (от французского motif – побудительная причина) – психическое явление становящееся побуждением к деятельности .

По мнению Дж. Рензулли, одаренного ребенка от других в плане мотивации отличает преданность задаче. Иначе говоря, в его мотивационно-потребностной сфере доминируют (преобладают) мотивы, связанные с содержанием самой деятельности.

Многие психологи склонны считать, что ключевой характеристикой потенциала личности следует считать именно мотивацию, а не интеллект и не креативность.

Креативность (творчесткостъ). Некоторые отечественные ученые до сих пор отказываются признавать факт существования креативности как некой универсальной способности. Они считают, что творчество всегда жестко связано с определенным видом деятельности. По их мнению, нельзя говорить о творчестве вообще, есть художественное творчество, научное творчество, техническое творчество и так далее.

В материалах исследований психологии творчества, проведенных в последнее время, содержится довольно много параметров, ее характеризующих. Но чаще всего при оценке креативности учитывают четыре.

Продуктивность, или «беглость», – способность к продуцированию максимально большого числа идей. Этот показатель не является специфическим для творчества, однако чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них наиболее оригинальных. Творец, создающий большое количество «продуктов», имеет некоторое преимущество перед тем, кто мало продуктивен.

Гибкость – способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, час далеким по содержанию.

Оригинальность – один из основных показателей творчесткости. Это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных.

Интеллект (способности выше среднего уровня). Большая часть видов деятельности требует того, что называют интеллектом и обычно определяют по системе IQ.

Но в ряде работ Дж. Рензулли вместо слова интеллект обозначены способности выше среднего уровня. Для успешного выполнения любой деятельности необходим комплекс особенных специфических свойств. Не каждый человек в силу этого может стать выдающимся спортсменом, пианистом или математиком. Необходимо то, что называют обычно способностями выше среднего уровня. Представленная концепция одаренности дает ответы на вопросы о том, по каким параметрам выявлять одаренность, как прогнозировать ее развитие, на что ориентироваться в обучении и воспитании. Но все же при ее рассмотрении возникает ряд проблем. Например: кого можно считать одаренным. Того, кто по всем трем параметрам превосходит норму, или достаточно учесть лишь один или два? Дж. Рензулли предлагает считать одаренным не только того, кто по всем трем основным параметрам превосходит сверстников, а даже того, кто демонстрирует высокий уровень хотя бы по одному из них. Таким образом, контингент одаренных существенно расширяется, по сравнению с тем небольшим процентом детей, которых обычно выявляют при помощи тестов интеллекта, креативности или по тестам достижений.

Понятие детской одаренности

Рис. 1. Модель одаренности Дж. Рензулли

Можно выделить следующие виды детской одарённости.

Понимание термина «одаренный» претерпело значительные изменения на протяжении XX столетия. Сначала это понятие относилось только к взрослым, достижения которых считались выдающимися. Затем его определения стали применять к детям, имея в виду их интеллектуальное развитие, исключительные успехи в учении. В одаренные попадали дети, которые оказывались в числе нескольких процентов имеющих высокие показатели по тестам интеллекта. Однако жизнь постоянно вносила поправки в прогнозы, составляемые на основе тестов: высокие показатели умственного развития не гарантируют не очень успешную карьеру, ни выдающиеся творческие достижения. В то же время дети с более скромными показателями IQ попадают в число людей, влияющих на прогресс, меняющих жизнь общества. Подобные курьезы заставляли вновь и вновь обращаться к содержанию термина «одаренный» и, в частности, к вопросу, какие же виды одаренности выпали из поля зрения исследователей и практиков.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочее о педагогике:

Видеоматериалы как техническое средство обучения
Интенсивное проникновение в практику работы учебных заведений новых источников экранного преподнесения информации (кодоскопов, проекторов, киноаппаратов, учебного телевидения, видеопроигрывателей и видеомагнитофонов, а также компьютеров с дисплейным отражением информации) позволяет выделять и рассм ...

История развития утопии
Утопия (от греч. U – «нет», topos- «место», т. е. «место, которого нет»; по другой версии от ей – благо и topos – место, т.е. благословенная страна) в литературе – жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, дающий развёрнутое описание общественной, государственной и частной жизни ...

Сетевой график
Сетевой график (Набор работ) Обозначение Название, содержание мероприятий Предшествующие Продолжительность (недель) А1 Определение основных направлений, на которых будет строится работа 5 А2 Определение целей и задач проекта А1 2 А3 Разработка программы для занятий А2 7 А4 Подготовка наглядных мате ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru