Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми младшего школьного возраста в образовательном учреждении » Понятие «одарённость», «одарённые дети» в научной литературе

Понятие «одарённость», «одарённые дети» в научной литературе

Страница 5

Самоактуализация. У одарённых детей ярко выражено стремление реализовать свои личностные возможности и раскрыть свой внутренний потенциал. Стремление к самоактуализации считается главным побудительным мотивом творчества.

Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) – стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Одарённые дети не удовлетворяются, не достигнув максимально высокого уровня в выполнении своей работы. Перфекционизм проявляется в упорном стремлении делать и переделывать работу до тех пор, пока она не будет соответствовать самым высоким личным стандартам.

Социальная автономность – способность и стремление противостоять мнению большинства, относительная свобода от общепринятых ограничений. В одарённом ребёнке, несмотря на свойственную детям подражательность, социальная автономность характеризует степень детской самостоятельности и независимости. Проявляется в готовности отстаивать собственную точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства, в стремлении действовать и поступать нетрадиционно, оригинально.

Познавательный эгоцентризм. Характерен для одарённых детей как дошкольного, так и школьного младшего возрастов. Одарённые дети практически не способны понять, почему то, что просто понятно для них самих, не могут постичь окружающие. Познавательный эгоцентризм отличается устойчивостью и в значительной мере сохраняется в дальнейшем.

Лидерство. Одарённый ребёнок довольно часто берёт на себя роль руководителя и организатора, приобретая опыт принятия решений.

Основная причина склонности одарённого ребёнка к командованию сверстниками – его интеллектуальное превосходство над ними, гибкость и быстрота его мышления. Он лучше других представляет себе наиболее эффективный характер игровых действий, прогнозирует возможные ошибки и, как бы предупреждая их, берёт на себя роль лидера. Это проявляется довольно отчётливо в старшем дошкольном возрасте.

В педагогической психологии выделяют четыре категории одарённых детей:

· дети интеллектуально одарённые (имеющие высокие показатели по специальным тестам одарённости);

· дети с ярким проявлением специальных способностей (достигшие больших успехов в каких-либо областях деятельности);

· дети академически дарённые (отлично успевающие в школе);

· дети с высокой креативностью (потенциально одарённые).

Дети с ярким проявлением специальных способностей чаще всего характеризуются обычным общим уровнем развития интеллекта и особой склонностью к какой-либо области искусства, науки или техники. Разные специальные способности проявляются по-разному и в разном возрасте.

К академически одарённым детям относят детей, имеющих отличные отметки по всем учебным предметам (что не всегда характерно для интеллектуалов). Для таких детей освоение школьной программы не составляет никакого труда. Они обладают исключительной способностью к глубокому проникновению во все учебные дисциплины и к равно успешному и углублённому изучению всех школьных предметов. Академически одарённые дети имеют глубокую и стойкую внутреннюю мотивацию к познавательной деятельности. В характере такого ребёнка, как правило, присутствует собранность, высокая самодисциплина и требовательность к собственным научным достижениям.

Дети с потенциальными признаками одарённости. Эта категория детей самая интересная, так как если первые три категории учителями легко замечаются и выделяются, то потенциально одарённые дети «остаются в тени» и их способности в школе могут так и не развиться.

Такие дети не идут впереди сверстников по общему развитию, но их отличает высокое разнообразие умственной работы, которое указывает на высокую креативность.

Это своеобразие проявляется в:

· нестандартном видении проблемы, неординарной точке зрения по разным вопросам;

· нешаблонном мышлении;

· оригинальности и самостоятельности суждений.

Таким образом, проанализировав понятия «одарённость», «одаренные дети» в научной литературе можно сделать вывод о том, что каждый вид одарённости проанализирован с учётом используемых умственных операций, случаев проявления высокоодарённых способностей, проявлений в других культурах, возможного пути эволюционного развития. В силу наследственных факторов или же под влиянием особенностей обучения у некоторых детей развиваются определённые виды одарённости сильнее других, тогда как все они необходимы для более полной реализации личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочее о педагогике:

Воспитание физической культуры личности
Задачи и содержание воспитания физической культуры. Органи­зация работы по воспитанию физической культуры учащихся на­правлена на решение следующих задач: .содействие правильному физическому развитию детей, по­вышение их работоспособности, закаливание, охрана здоровья; • развитие основных двигатель ...

Коррекционное значение изобразительной деятельности в развитии мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта
Цель формирующего этапа экспериментального исследования – коррекция и развитие мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта посредством изобразительной деятельности. Прежде чем приступить к эксперименту была проведена предварительная работа: В сентябре было проведено родительское собр ...

Проведение рисуночных тестов по выявлению уровня готовности детей к обучению в школе
Если в дошкольном образовательном учреждении отсутствует педагог психолог: Обследование интеллектуальной готовности детей к школьному обучению проводит педагог - психолог школы в условиях дошкольного образовательного учреждения индивидуально с каждым ребенком (в апреле). Обследование мотивационной ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru