Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Методические подходы к обучению химии в классах гуманитарного профиля » Составление и решение расчетных задач с прикладным содержанием

Составление и решение расчетных задач с прикладным содержанием

Страница 1

Современная педагогика располагает значительным арсеналом средств для приобщения школьников к культуре вообще и к материальной культуре, в частности. Однако это богатство выбора зачастую заслоняет дидактические и общекультурные возможности таких традиционных приемов, как решение и составление расчетных задач. Раскроем методологические основы приобщения школьников к материальной культуре, повышения мотивации к учению посредством решения и составления расчетных задач с прикладным текстовым содержанием. Под материальной культурой будем понимать все предметы, созданные человечеством, и трудовые процессы, связанные с изготовлением указанных продуктов.

Согласно программным требованиям на уроках химии школьники учатся решать расчетные задачи. Это способствует усвоению и развитию умений логически мыслить, переносить абстрактные знания в конкретный контекст, работать по алгоритму, систематизировать и классифицировать задачи. Однако вместо практического и математически точного обоснования способов производства, свойств или направлений применения веществ, т.е. прикладной мотивации школьников к изучению некоторой темы, расчетные задачи, как правило, ставят перед учащимися абстрактные вопросы, которые требуют столь же абстрактных ответов. Таким образом, за текстом задачи ученик не видит практического применения и важности выполняемого им задания. Напротив, расчетные задачи с практическим содержанием, имеющие отношение к реальным материальным объектам, интересны и понятны школьникам, поскольку материальная культура сама по себе обладает мотивационной функцией. Понимая важность решаемой задачи для материальной культуры, учащиеся получают качественное мотивационное подкрепление своей учебно-познавательной деятельности.

Методически этот подход можно реализовать при изучении любой темы курса химии. В качестве примера рассмотрим изучение серной кислоты, ее свойств, применения и производства.

На первом уроке учащиеся вспоминают химическую формулу, состав и строение вещества, рассматривают, основываясь на экспериментах, его физические свойства и правила безопасной работы с ним. Здесь в качестве мотивационного приема выступает химический эксперимент.

На следующем уроке для мотивации к изучению серной кислоты, актуализации знаний о химических свойствах кислот, а также для закрепления умений решать задачи ранее изученных типов предлагаем учащимся выбрать и решить одну из практически направленных задач по данной теме, Задачи группируем по их сложности в три раздела: А – тренировочные задачи в одно действие (не оцениваются отметкой); Б - задачи, соответствующие обязательному минимуму содержания образования (оцениваются на «4»); В - задачи более высокого уровня сложности (оцениваются на «5»). Таким образом, любой школьник может выбрать себе задачу по силам. Если учащийся в предусмотренное учителем для этого вида работы время решил две задачи уровня А, то он получит отметку «4»; при успешном выполнении двух задач уровней А и Б - «5».

Приведем тексты задач, разработанных нами для данной темы.

Уровень А

1.Определите массу сульфата цинка - компонента глазных капель, который образуется при растворении гранулы цинка в растворе, содержащем 49 г серной кислоты. Какое вещество должно быть в избытке, чтобы соль оказалась пригодной для приготовления лекарства? На каком свойстве серной кислоты основан этот способ ее применения?

2. Определите массы негашеной извести и концентрированной серной кислоты, необходимых для образования 2,5 кг сульфата кальция - основного компонента гипса. К какому типу относится описанная в задаче реакция?

3. Раствор глауберовой соли (сульфата натрия) давно известен как слабительное средство. В каком массовом соотношении бы получить максимально чистую глауберову соль? Докажите уравнениями реакций, что серная кислота образует два ряда солей: кислые и средние.

Уровень Б

1. Продуктом полного взаимодействия 2 моль серной кислоты и 1 моль ортофосфата кальция является удобрение - простой суперфосфат. Запишите уравнение соответствующей реакции, найдите массу продукта и определите в нем долю полезного компонента в пересчете на оксид фосфора(V). Сделайте вывод об относительной силе серной и фосфорной кислот.

2. Против вредителей сельскохозяйственных культур используют медный купорос – пятиводный кристаллогидрат сульфата меди(П), который может быть получен в лаборатории прямым взаимодействием концентрированной серной кислоты с медью при нагревании. При этой реакции выделяются также вода и сернистый газ. Запишите уравнение реакции, рассмотрите ее как окислительно-восстановительную. Определите мае су медного купороса, который надо растворить в воде, чтобы получить 10 кг (ведро) -16 %-ного раствора сульфата меди(П).

3. Определите массы 49 %-ного раствора серной кислоты и 26 %-ного раствора хлорида бария, которые нужно взять, чтобы по лучить 250 г 45 %-ной суспензии сульфата бария для рентгенографии желудка. Докажите при помощи ионных уравнений, что приведенная реакция может быть качественной на серную кислоту и её соли.

Страницы: 1 2 3

Прочее о педагогике:

Исследование эффективности экспериментальной методики обучения учащихся на уроках черчения в ПУ №37
Главная цель констатирующего эксперимента – проверка знаний учащихся по каждому уровню усвоения и выявление проблемных уровней. Согласно этой цели нами был составлен тест, состоящий из 13 вопросов, позволяющих проверить знания учащихся по четырем основным уровням усвоения: 1. Первый уровень (узнава ...

Поступление
Казахстанские студенты могут поступать в канадские вузы сразу после окончания школы. Однако на практике попасть в университет сразу после школы довольно сложно. Лучше поступить в колледж на подготовительную программу, а потом перевестись сразу на второй или третий курс университета. Такой путь очен ...

Методические рекомендаций по организации проектной работы
- При использовании метода проектов учитель заранее тщательно готовится к таким урокам. Это не «ежедневные» технологии. В начале учебного года желательно выделить те темы (наиболее сложные в плане понимания, усвоения), вопросы, разделы, программы конкретного курса, по которым желательно было бы про ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru